Гринвошинг: это не эко
Модные компании выпускают коллекции из экологичных материалов и рассказывают о своих инициативах «в помощь планете», стремятся быть — или казаться — «устойчивыми». Нередко за фасадом добра прячется хитрый маркетинг, а сказки о лучшем мире оборачиваются очередным скандалом. Разбираемся, что такое гринвошинг и как оставаться ответственным потребителем в мире, где на этом тоже хотят обогатиться.
За последнюю пару лет разговоры об устойчивом развитии и экологии превратились из отдельного тренда модной индустрии в генеральный вектор: едва ли сейчас найдется крупный бренд без вкладки Sustainability на своем сайте, где рассказывалось бы об инициативах в этой сфере. Показы и рекламные кампании стали местом манифестов, а коллекции с пометкой «эко» выходят чаще, чем без нее. После сообщений о том, как сильно модная индустрия вредит окружающей среде (а ее называли даже второй по «грязности» отраслью, что не совсем верно, но вклад моды в загрязнение планеты и правда велик) все это можно было бы считать перерождением в лучшую сторону, если бы не одно веское «но»: говорить о своей экологичности – не значит быть экологичным.
Понятие «гринвошинг» (от английского green – «зеленый» и wash – «стирать», по аналогии со словом whitewash – «отбеливание») описывает как раз недобросовестный путь: это маркетинговые ходы, которые прямо или косвенно обманывают покупателей, выставляя бренд более дружественным природе, чем он есть на самом деле. Термин впервые появился еще в 1986 году – да, уже четыре десятилетия назад были желающие казаться «зеленее» без реальных на то оснований.
Главный корень зла гринвошинга в модной индустрии – ее непрозрачность. Например, мы покупаем футболку, на ярлычке которой написано «100% Cotton» и «Made in Bangladesh» – вот и всё, что мы знаем о ее происхождении. Где-то собрали хлопок, соткали из него полотно и отправили в Бангладеш, там сшили футболки. Какой именно путь проделала вещь, прежде чем оказаться на полке магазина, в каких условиях трудились работники