Дома южной части Помпей открылись для посещения после реставрации

N+1История

Новые дома Помпей

Юлли Улетова, «Помпеи: шаг за шагом»

«Светлая» кубикула Дома Фруктового Сада. Parco archeologico di Pompei

В предыдущем материале мы познакомились с двумя домами Помпей, представляющими собой, можно сказать, разные полюса среди богатых жилищ этого города. В этот раз Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает осмотреть еще три дома из тех, что в феврале открылись для посещения после реставрации, а затем, как и весь Археологический парк, закрылись на карантин.

Все дома, о которых пойдет речь, расположены в южной части города, в I районе. Они не слишком большие и с Дома Фавна или Дома Веттиев их отделку не сравнить, но в каждом из них есть свои привлекательные особенности.

Все дома, о которых мы расскажем, уже открывались для посетителей в XX веке, однако последние десятилетия их техническое состояние было настолько плачевым, что потребовалась многолетняя реставрационная работа, чтобы они могли вновь принимать гостей.

При этом каждый дом обладает своей «изюминкой» и не похож на другие.

I район Помпей: 13 — Дом Фруктового Сада, 15 — Дом Корабля «Европа», 18 — Дом Влюбленных. Parco archeologico di Pompei

Дом Влюбленных

Название дому дало граффити на восточной стене его перистиля: «Влюбленные, подобно пчелам, ведут жизнь, сладкую, как мед» (Amantes, ut apes, vitam melitam exigunt).

Граффито на стене перистиля Дома Влюбленных. Cesare Abbate / Parco archeologico di Pompei

Дом был открыт в 1933 году. К этому времени, как мы уже говорили, археологи шли рука об руку вместе с реставраторами, и сразу после освобождения участка от вулканических наслоений Дом Влюбленных получил крышу.

Почти вся его художественная отделка, за исключением единичных помещений II «стиля», решена в IV «стиле». В плане дом представляет собой стандартный набор помещений, как бы «нанизанных» на прямую линию взгляда от двери, — вестибул, атрий, перистиль. Вокруг атрия и перистиля так же традиционно организованы комнаты.

Здесь так же, как в Доме Веттиев, нет таблина-кабинета между атрием и перистилем. Возможно, хозяин дома не нуждался в представительском помещении для клиентов или деловых партнеров, потому что был вольноотпущенником и сам был обязан являться по утрам к своему патрону. Или занимался делами в одной из комнат, пристроенных к атрию или перистилю.

Атрий украшен росписью IV «стиля» — красные панели с небольшими картинами в центре над черным цоколем. Сюда выходит большая столовая-триклиний с мифологическими картинами на светлых панелях, пара спален-кубикул и экседра, так же отделанные в светлых тонах, повторяющая декор атрия комната у входа и еще несколько небольших помещений, скорее всего жилых.

Атрий Дома Влюбленных. Parco archeologico di Pompei

Самым значимым архитектурным элементом дома является хорошо сохранившийся второй этаж небольшого сада-перистиля. Оба его этажа поддерживали колонны портика, а внутренняя часть была отгорожена от него невысоким бортиком, в верхней части которого идет желоб. Сейчас садик восстановлен — его заполняют невысокие кусты строгой обрезки.

По двум сторонам портика сада расположены комнаты различного назначения, включая кухню и туалет. Почти все они тоже украшены фресками IV «стиля»: три яруса — цоколь, большие панели центральной части и верхний.

Панели украшают небольшие картины и медальоны. Живопись сохранилась не слишком хорошо, но есть описания изображений 1960-70 годов — стены дома украшали животные, птицы и небольшое количество картин с мифологическими сюжетами.

Перистиль Дома Влюбленных. Parco archeologico di Pompei

В некоторых комнатах реконструированы росписи потолков. Это весьма кропотливая работа — часто штукатурка потолков сохранялась в виде осыпавшихся на пол фрагментов. Собрать их, очистить, укрепить на своем месте — титанический труд помпейских реставраторов, которыми Археологический парк очень гордится.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении