Андрей Хорошилов: Не время умирать! Умеют ли консервативные бизнесы подстраиваться под новую реальность?
Любой бизнес, как Джеймс Бонд, должен стремиться преодолевать самые немыслимые препятствия и находить выход из абсолютно безвыходных ситуаций. При этом не важно, какой сектор экономики он для себя выбрал, иначе он обречен на провал, считает Андрей Хорошилов, управляющий партнер и коммерческий директор УК Европейской юридической службы (ЕЮС).
Всем выйти из зоны комфорта
Бизнесу постоянно приходится подстраиваться под существующую реальность, начиная от нововведений законодателя, заканчивая действиями конкурентов. Даже малый и микробизнес вроде ИП из трёх человек, оказывающий услуги по ремонту обуви, или самозанятый репетитор меняют свои предложения и цены в зависимости от спроса — иначе их место займут другие обувщики и учителя.
У среднего и крупного бизнеса задачи другого масштаба, в соответствии с целями. Скажем, бренд Coca-Cola проиграл китайскому Hangzhou Wahaha Group в провинциальном Китае из-за того, что пришёл на азиатский рынок с привычным американским подходом к позиционированию. А стоило сначала изучить целевую аудиторию, привычки и менталитет местных жителей, которые сильно отличаются от населения западных и китайских мегаполисов.
В бизнесе нет раз и навсегда коронованных особ, и даже мастодонты вынуждены подстраиваться к текущей ситуации, иначе неизвестный марафонец, который всегда бежал сзади, вдруг окажется впереди. Чтобы первые не оказались последними, каждый предприниматель должен постоянно выводить свою компанию из зоны комфорта. Иногда это происходит против его желания. Однако турбулентность в экономике всегда становится мощным мотиватором к действию. Например, кризис 1998 года заставил совсем молодую компанию «Коркунов», образованную в 1997 году, резко сменить нишу на премиум, так как этот сегмент вдруг оказался свободным, международные бренды ушли с российского рынка, а расценки на рекламу упали.
Сегодняшняя ситуация с пандемией и мировым нефтяным кризисом вывела из зоны комфорта всех без исключения — независимо от статуса, сектора экономики, локации. Крупные автомобильные концерны стали производить аппараты для ИВЛ, известные модные дома — защитные костюмы и маски, а малый и средний бизнес уходит в онлайн, так как все клиенты сейчас сидят дома. В чем причина смены курса — в желании опередить конкурентов, спасти компанию от закрытия или в гуманитарной миссии, — принципиального значения не имеет. Важна постоянная готовность предпринимателя к действию.