Русский плакат рубежа веков

Наука и жизньИстория

Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Ольга Барковец. Фото Андрея Лисинского

28 февраля в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась очень яркая выставка. Сейчас она — как и практически все музейные проекты Москвы и других городов России и мира — работает online. Будем надеяться, что читатели смогут увидеть эту «феерию» вживую, когда минуют трудные времена.

Конец XIX — начало XX века. В России грандиозные изменения. На переломе веков страна выходит на передовые рубежи по темпам экономического развития. Бурный рост торговли и промышленности сопровождается активной культурной и общественной жизнью. Развитие средств массовой информации и издательского дела — отличительная черта облика России новой эпохи, который уже невозможно представить без рекламы во всех её проявлениях. Появившийся на основе европейских образцов русский рекламный плакат в конце XIX — начале XX века приобретает свои специфические черты и особенности, созвучные эпохе перемен.

Как во всём новом и оттого волнующем своими потенциальными возможностями, в искусстве плаката пробуют силы и ремесленники от искусства, и выдающиеся мастера. В результате в российском городском пространстве откровенный китч соседствовал с подлинными произведениями искусства.

Плакат — порождение большого города. Задача городской рекламы — привлечь внимание, остановить в нужной точке, возбудить интерес, информировать о событии, пробудить желания и сформировать потребности. Но где могли размещаться рекламные плакаты? Существовало ли руководство на этот счёт? Какие ещё рекламные формы были тогда распространены? На эти и другие вопросы ответят материалы выставки.

Улицы едва ли не любого города России на рубеже XIX—XX веков полны призывов покупать. Это прекрасно видно на фотооткрытках того времени. Город многолик по своей сути и разнообразен по социальному составу, и плакат, который очень быстро вошёл в обиход, был лишь одним из средств воздействия на потребителя, чтобы побудить его раскрыть свой кошелёк. Но как найти подход к людям с разным достатком?

Перед вами — рождённые жёсткой конкуренцией и творческими поисками новые рекламные формы, большинство из которых в том или ином виде сохранились до наших дней. Кроме ориентированных практически на всех традиционных уличных вывесок и ставших быстро привычными плакатов, уже чуть более адресных, появляются рекламные открытки. Они были направлены на наименее обеспеченную часть городского населения и зачастую исполнялись в привлекательном для народа лубочном стиле. Совершенно иначе выглядели малые рекламные формы, адресованные состоятельным горожанам. Так, для богатой публики, готовой потратить солидные деньги, печатаются великолепно выполненные прейскуранты. Дорогие товары заворачиваются в шикарную упаковку. Обёртки кондитерских изделий выглядят подчас как миниатюрные произведения искусства. Интересно, что уже тогда в некоторые конфеты начали вкладывать серийные картинки, чтобы, в первую очередь, повысить интерес со стороны детей.

Печатают рекламу газеты и журналы. Жёсткая конкуренция среди производителей и многообразие путей воздействия на потенциальных покупателей начали превращать рекламу в «науку», обучить которой были призваны появившиеся в тот период первые пособия и учебники по рекламе.

Развлечения и увлечения большого города

В конце ХIХ века рекламный плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то культуры. В 1897 году в Санкт-Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Здесь были представлены такие «столпы» плакатного искусства, как Альфонс Муха и Анри Тулуз-Лотрек. Это событие послужило своеобразным толчком для российских художников. В результате в России появилась художественная промышленность — совершенно новое направление, породившее множество прекрасных работ высочайшего уровня.

Пик плакатно-рекламного искусства пришёлся на рубеж веков, когда плакат прочно внедрился в жизнь и быт горожан. Появились культурно-зрелищные плакаты, посвящённые театрализованным балам и благотворительным вечерам. В этой сфере русская плакатная графика приобрела удивительно массовый характер. Во многом это объясняется тем, что бал на рубеже веков стал событием не столько светской, сколько культурной жизни. Отличались разнообразием и плакаты театральных спектаклей: лаконичные и строгие у императорских театров и откровенно залихватские и призывные — у частных. Не менее красочны и изобретательны были плакаты цирковых представлений, вечеров и выступлений заезжих гастролёров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк третий. Эйнштейн в Америке

Наука и жизнь
Ты мой кумир! Ты мой кумир!

Вспоминаем, от кого мы сходили с ума в 1990-х годах

Лиза
Время девы. Весеннее небо Время девы. Весеннее небо

Весна — лучшее время для наблюдения созвездия Девы

Наука и жизнь
Как быстро очистить старую ржавчину и нагар с посуды Как быстро очистить старую ржавчину и нагар с посуды

Любая сковорода рано или поздно покроется нагаром

Популярная механика
Неискусственная ценность Неискусственная ценность

Чтобы добыть крупный алмаз, нужен не только титанический труд, но и везение

Наука и жизнь
«Снижение доходов и увольнения неизбежны»: с каким финансовым багажом россияне подошли к новому кризису «Снижение доходов и увольнения неизбежны»: с каким финансовым багажом россияне подошли к новому кризису

Последствиями режима самоизоляции станут увольнение и снижение доходов

Forbes
«Важнейшее из искусств» «Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

Дилетант
Posh сквош Posh сквош

Сквош — любимый досуг выпускников престижных частных школ

Robb Report
Печальный замок на Тибре Печальный замок на Тибре

Один из главных памятников Вечного города

Дилетант
Деньги на ветер: 9 покупок, которые вредят семейному бюджету Деньги на ветер: 9 покупок, которые вредят семейному бюджету

Сначала спросите у себя: «А оно мне нужно?»

Cosmopolitan
Восемь мифов о «восьмерке» Восемь мифов о «восьмерке»

А ты знаешь что такое короткое и длинное крыло?

Maxim
Карантинное чтение: научно-фантастический рассказ Карантинное чтение: научно-фантастический рассказ

Научно-фантастический рассказ, который поможет вам скрасить домашнюю изоляцию

Популярная механика
Я не знаю, кто я: как найти дорогу обратно к себе Я не знаю, кто я: как найти дорогу обратно к себе

Как бы вы себя охарактеризовали, если исключить из описания перечень ролей

Psychologies
Как пять чувств помогут определить проблемы с автомобилем Как пять чувств помогут определить проблемы с автомобилем

У человека от природы есть все для первичной диагностики автомобиля

Популярная механика
Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020 Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020

Эти миллиардеры заработали на продаже активов в общей сложности почти $15 млрд

Forbes
11 лучших фантастических фильмов, которые ты мог пропустить в первой половине 2020 11 лучших фантастических фильмов, которые ты мог пропустить в первой половине 2020

Новинки кино из народных жанров — хорроры, сай-фай, фэнтези

Maxim
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
8 российских артистов ростом выше 190 см 8 российских артистов ростом выше 190 см

Эффектная внешность очень важна для публичного человека

Cosmopolitan
Русская культура заговора: Враги Путина Русская культура заговора: Враги Путина

Как в России зарождались конспирологические теории в книге Ильи Яблокова

СНОБ
Нобель Арустамян: «Мы можем потерять футбол, к которому привыкли» Нобель Арустамян: «Мы можем потерять футбол, к которому привыкли»

Нобель Арустамян об ужине с Марадоной, о любви к Италии и будущем футбола

GQ
Из минёров в танкисты: боевой путь слесаря Егорова Из минёров в танкисты: боевой путь слесаря Егорова

Рассказы о войне: история службы слесаря Егорова

Популярная механика
Возраст смелости Возраст смелости

Возраст больше не помеха, чтобы освоить новую профессию и вступить в отношения

Домашний Очаг
Наследницей якобы заболевшего Ким Чен Ына называют его сестру Ким Ё Чжон. Что о ней известно Наследницей якобы заболевшего Ким Чен Ына называют его сестру Ким Ё Чжон. Что о ней известно

В случае кончины Ким Чен Ына власть перейдет к его младшей сестре

Maxim
Разделяй и худей? Разделяй и худей?

Раздельное питание – что с ним не так?

Худеем правильно
Не только мясо: 8 продуктов для роста мышц Не только мясо: 8 продуктов для роста мышц

Список легкоусваиваемых продуктов для роста мышечных клеток

РБК
«Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи «Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи

В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры

Forbes
Почему пора прекратить пользоваться очищающими салфетками: 6 главных причин Почему пора прекратить пользоваться очищающими салфетками: 6 главных причин

Почему нам пора забыть о салфетках и никогда не лениться ухаживать за собой

Cosmopolitan
Маргарет Этвуд: Заветы Маргарет Этвуд: Заветы

Одна из глав романа «Заветы» Маргарет Этвуд

СНОБ
Как герои культовых фильмов носили пижамы Как герои культовых фильмов носили пижамы

Если вам хочется провести весь день в пижаме, мы совершенно не возражаем

GQ
Нейронный зонд из проводящего полимера напечатали на 3D принтере Нейронный зонд из проводящего полимера напечатали на 3D принтере

Новый способ позволил напечатать полимер толщиной в 30 микрометров

N+1
Открыть в приложении