Прикоснёмся к феерии
Русский плакат рубежа веков
Конец XIX — начало XX века. В России грандиозные изменения. На переломе веков страна выходит на передовые рубежи по темпам экономического развития. Бурный рост торговли и промышленности сопровождается активной культурной и общественной жизнью. Развитие средств массовой информации и издательского дела — отличительная черта облика России новой эпохи, который уже невозможно представить без рекламы во всех её проявлениях. Появившийся на основе европейских образцов русский рекламный плакат в конце XIX — начале XX века приобретает свои специфические черты и особенности, созвучные эпохе перемен.
Как во всём новом и оттого волнующем своими потенциальными возможностями, в искусстве плаката пробуют силы и ремесленники от искусства, и выдающиеся мастера. В результате в российском городском пространстве откровенный китч соседствовал с подлинными произведениями искусства.
Плакат — порождение большого города. Задача городской рекламы — привлечь внимание, остановить в нужной точке, возбудить интерес, информировать о событии, пробудить желания и сформировать потребности. Но где могли размещаться рекламные плакаты? Существовало ли руководство на этот счёт? Какие ещё рекламные формы были тогда распространены? На эти и другие вопросы ответят материалы выставки.
Улицы едва ли не любого города России на рубеже XIX—XX веков полны призывов покупать. Это прекрасно видно на фотооткрытках того времени. Город многолик по своей сути и разнообразен по социальному составу, и плакат, который очень быстро вошёл в обиход, был лишь одним из средств воздействия на потребителя, чтобы побудить его раскрыть свой кошелёк. Но как найти подход к людям с разным достатком?
Перед вами — рождённые жёсткой конкуренцией и творческими поисками новые рекламные формы, большинство из которых в том или ином виде сохранились до наших дней. Кроме ориентированных практически на всех традиционных уличных вывесок и ставших быстро привычными плакатов, уже чуть более адресных, появляются рекламные открытки. Они были направлены на наименее обеспеченную часть городского населения и зачастую исполнялись в привлекательном для народа лубочном стиле. Совершенно иначе выглядели малые рекламные формы, адресованные состоятельным горожанам. Так, для богатой публики, готовой потратить солидные деньги, печатаются великолепно выполненные прейскуранты. Дорогие товары заворачиваются в шикарную упаковку. Обёртки кондитерских изделий выглядят подчас как миниатюрные произведения искусства. Интересно, что уже тогда в некоторые конфеты начали вкладывать серийные картинки, чтобы, в первую очередь, повысить интерес со стороны детей.
Печатают рекламу газеты и журналы. Жёсткая конкуренция среди производителей и многообразие путей воздействия на потенциальных покупателей начали превращать рекламу в «науку», обучить которой были призваны появившиеся в тот период первые пособия и учебники по рекламе.
Развлечения и увлечения большого города
В конце ХIХ века рекламный плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то культуры. В 1897 году в Санкт-Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Здесь были представлены такие «столпы» плакатного искусства, как Альфонс Муха и Анри Тулуз-Лотрек. Это событие послужило своеобразным толчком для российских художников. В результате в России появилась художественная промышленность — совершенно новое направление, породившее множество прекрасных работ высочайшего уровня.
Пик плакатно-рекламного искусства пришёлся на рубеж веков, когда плакат прочно внедрился в жизнь и быт горожан. Появились культурно-зрелищные плакаты, посвящённые театрализованным балам и благотворительным вечерам. В этой сфере русская плакатная графика приобрела удивительно массовый характер. Во многом это объясняется тем, что бал на рубеже веков стал событием не столько светской, сколько культурной жизни. Отличались разнообразием и плакаты театральных спектаклей: лаконичные и строгие у императорских театров и откровенно залихватские и призывные — у частных. Не менее красочны и изобретательны были плакаты цирковых представлений, вечеров и выступлений заезжих гастролёров.