Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Наука и жизньИстория

Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Ольга Барковец. Фото Андрея Лисинского

28 февраля в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась очень яркая выставка. Сейчас она — как и практически все музейные проекты Москвы и других городов России и мира — работает online. Будем надеяться, что читатели смогут увидеть эту «феерию» вживую, когда минуют трудные времена.

Конец XIX — начало XX века. В России грандиозные изменения. На переломе веков страна выходит на передовые рубежи по темпам экономического развития. Бурный рост торговли и промышленности сопровождается активной культурной и общественной жизнью. Развитие средств массовой информации и издательского дела — отличительная черта облика России новой эпохи, который уже невозможно представить без рекламы во всех её проявлениях. Появившийся на основе европейских образцов русский рекламный плакат в конце XIX — начале XX века приобретает свои специфические черты и особенности, созвучные эпохе перемен.

Как во всём новом и оттого волнующем своими потенциальными возможностями, в искусстве плаката пробуют силы и ремесленники от искусства, и выдающиеся мастера. В результате в российском городском пространстве откровенный китч соседствовал с подлинными произведениями искусства.

Плакат — порождение большого города. Задача городской рекламы — привлечь внимание, остановить в нужной точке, возбудить интерес, информировать о событии, пробудить желания и сформировать потребности. Но где могли размещаться рекламные плакаты? Существовало ли руководство на этот счёт? Какие ещё рекламные формы были тогда распространены? На эти и другие вопросы ответят материалы выставки.

Улицы едва ли не любого города России на рубеже XIX—XX веков полны призывов покупать. Это прекрасно видно на фотооткрытках того времени. Город многолик по своей сути и разнообразен по социальному составу, и плакат, который очень быстро вошёл в обиход, был лишь одним из средств воздействия на потребителя, чтобы побудить его раскрыть свой кошелёк. Но как найти подход к людям с разным достатком?

Перед вами — рождённые жёсткой конкуренцией и творческими поисками новые рекламные формы, большинство из которых в том или ином виде сохранились до наших дней. Кроме ориентированных практически на всех традиционных уличных вывесок и ставших быстро привычными плакатов, уже чуть более адресных, появляются рекламные открытки. Они были направлены на наименее обеспеченную часть городского населения и зачастую исполнялись в привлекательном для народа лубочном стиле. Совершенно иначе выглядели малые рекламные формы, адресованные состоятельным горожанам. Так, для богатой публики, готовой потратить солидные деньги, печатаются великолепно выполненные прейскуранты. Дорогие товары заворачиваются в шикарную упаковку. Обёртки кондитерских изделий выглядят подчас как миниатюрные произведения искусства. Интересно, что уже тогда в некоторые конфеты начали вкладывать серийные картинки, чтобы, в первую очередь, повысить интерес со стороны детей.

Печатают рекламу газеты и журналы. Жёсткая конкуренция среди производителей и многообразие путей воздействия на потенциальных покупателей начали превращать рекламу в «науку», обучить которой были призваны появившиеся в тот период первые пособия и учебники по рекламе.

Развлечения и увлечения большого города

В конце ХIХ века рекламный плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то культуры. В 1897 году в Санкт-Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Здесь были представлены такие «столпы» плакатного искусства, как Альфонс Муха и Анри Тулуз-Лотрек. Это событие послужило своеобразным толчком для российских художников. В результате в России появилась художественная промышленность — совершенно новое направление, породившее множество прекрасных работ высочайшего уровня.

Пик плакатно-рекламного искусства пришёлся на рубеж веков, когда плакат прочно внедрился в жизнь и быт горожан. Появились культурно-зрелищные плакаты, посвящённые театрализованным балам и благотворительным вечерам. В этой сфере русская плакатная графика приобрела удивительно массовый характер. Во многом это объясняется тем, что бал на рубеже веков стал событием не столько светской, сколько культурной жизни. Отличались разнообразием и плакаты театральных спектаклей: лаконичные и строгие у императорских театров и откровенно залихватские и призывные — у частных. Не менее красочны и изобретательны были плакаты цирковых представлений, вечеров и выступлений заезжих гастролёров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Может ли экономика быть солидарной. Часть 2 Может ли экономика быть солидарной. Часть 2

Необходимо сменить главный ориентир на достаток большинства граждан

Эксперт
Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф

Очерк четвёртый: «Стремление к истине ценнее обладания ею»

Наука и жизнь
Советские автомобили, который выпускали за границей Советские автомобили, который выпускали за границей

Все уже украдено у нас

Maxim
Почему взрываются звёзды? Почему взрываются звёзды?

На первый взгляд звёздное небо представляется неизменным многие века

Наука и жизнь
Как сделать виртуальный макияж и где найти редкий аромат Как сделать виртуальный макияж и где найти редкий аромат

Все самое интересное из мира красоты в этом материале

РБК
Большая бухарская палатка Большая бухарская палатка

Палатка, подаренная императору Александру III эмиром Бухары Абдулахад-ханом

Дилетант
Как окружить себя искусством, не выходя из дома Как окружить себя искусством, не выходя из дома

9 инструкций по сборке реди-мейда

Weekend
Зимний город Зимний город

Эти люди разрабатывают беспилотные автомобили, пригодные для российского климата

Популярная механика
Порознь, но вместе: как пережить изоляцию, не теряя связи с другими Порознь, но вместе: как пережить изоляцию, не теряя связи с другими

Вирус вынуждает нас изолироваться. Но человеку необходимо общение с другими

Psychologies
В какие видеоигры рубиться в самоизоляции В какие видеоигры рубиться в самоизоляции

Начните играть в видеоигры, даже если раньше вы этого никогда не делали

GQ
Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова

О проектах российской компании Hoversurf наш журнал рассказывал не раз

Популярная механика
Брат-2 Брат-2

Интервью с бизнесменами Кириллом и Даниилом Карачевыми

Собака.ru
Тень жизни: гипотезы о происхождении вирусов Тень жизни: гипотезы о происхождении вирусов

Что было первым – вирусы, или клетки, на которых они паразитируют?

Популярная механика
Дикий вирус пробудил иммунитет к кори лучше ослабленного Дикий вирус пробудил иммунитет к кори лучше ослабленного

Благодаря вакцинации иммунитет к кори сохраняется в течении всей жизни

N+1
Пятилетнее экспериментальное потепление указало на потенциальную угрозу тайге Пятилетнее экспериментальное потепление указало на потенциальную угрозу тайге

Почки на деревьях появятся слишком рано

N+1
Уличный стиль без улиц: что станет со стритстайлом после пандемии Уличный стиль без улиц: что станет со стритстайлом после пандемии

Уйдет ли в прошлое стритстайл или трансформируется во что-то новое

Esquire
Чем полезен рыбий жир для школьника? Чем полезен рыбий жир для школьника?

Как помочь ребенку пережить трудный конец года?

Cosmopolitan
Раскрыта тайна исчезнувшей в «Оке Саурона» экзопланеты Раскрыта тайна исчезнувшей в «Оке Саурона» экзопланеты

Экзопланеты Дагон и вовсе не было

National Geographic
Каково это — проводить карантин в серферской деревне в Марокко Каково это — проводить карантин в серферской деревне в Марокко

О своей самоизоляции рассказал контрибьютор Егор Лапшов

Esquire
Ход Козыревым Ход Козыревым

Почему Михаил Козырев не может гордиться своим культовым саундтреком к «Брату 2»

Esquire
Не забывайте о приютах в период пандемии Не забывайте о приютах в период пандемии

Не можете пригласить к себе друга – приютите его

GQ
Звери навсегда Звери навсегда

История трех евреев из Бруклина, неспособных постареть

Esquire
«Для вас карантин — это шок, а для нас это обычная жизнь». Эксперты об изоляции семей с аутичными детьми «Для вас карантин — это шок, а для нас это обычная жизнь». Эксперты об изоляции семей с аутичными детьми

Почему опыт особых семей сегодня актуален для всех

СНОБ
«Водители соглашаются на все». Мошенники придумали новую схему «Водители соглашаются на все». Мошенники придумали новую схему

Мошенники просят по 5–7 тысяч рублей, но, получив деньги, они исчезают

РБК
10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes 10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes

Попасть в глобальный список миллиардеров Forbes до 30 лет непросто

Forbes
Обвал на 30-50%: что останется от российского авторынка к концу года Обвал на 30-50%: что останется от российского авторынка к концу года

PwC прогнозирует сокращение продаж новых легковых автомобилей в России

Forbes
Хотеть не вредно: самые быстрые машины Советов Хотеть не вредно: самые быстрые машины Советов

Краткий ликбез на тему советского спортакаростроения

Популярная механика
Компания без супергероя: как будет жить банк Олега Тинькова после ухода своего основателя Компания без супергероя: как будет жить банк Олега Тинькова после ухода своего основателя

Выдержит ли банк новую волну кризиса и уход своего яркого лидера?

Forbes
Отказ управления Отказ управления

«У вас гормональный сбой». А мы с радостью списываем на него опоздания на работу

Glamour
Открыть в приложении