Женщина, которая поет
Защитница океанов, мать и лицо культового аромата — Марион Котийяр успевает все. И про кино не забывает: на подходе — мюзикл Леоса Каракса.
«Природе нужно время, чтобы восстановиться, думаю, наш долг — дать ей это время», — говорила мне Марион Котийяр незадолго до того, как природа это время решительно взяла сама, красноречиво подтвердив правоту актрисы.
Прописными, как мы теперь это знаем, истинами Котийяр никогда не ограничивается, подкрепляя слова делом. В 2013 году она заперлась в клетке напротив Лувра в поддержку активистов Greenpeace, боровшихся с загрязнением Арктики. В 2010‑м выпустила семь короткометражек о своей поездке в Конго. А в этом январе побывала в Антарктиде. «Я присоединилась к последней части экспедиции, которая называется «Полюс к полюсу», — рассказывает актриса. — Она стартовала год назад на Северном полюсе. Цель — добиться признания за «открытым морем» (или, как его еще называют, «международными водами» — морским пространством, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства) статуса глобального общественного блага. Сейчас «открытое море» является объектом ожесточенного соперничества государств. Французские ученые призывают к 2030 году создать на 30 % пространства «открытого моря» заповедники. Идея заключается не в запрете бурения, добычи руды или рыболовства, а в том, чтобы их регулировать в этих отдаленных районах. А моя роль — наблюдать и рассказывать о том, что я вижу, что чувствую, чему учусь у ученых».
Прежде чем отправиться на край света, Марион успела заглянуть на премию «Сезар» — та закончилась скандалом: главный приз достался Роману Поланскому, а звезда фильма «Портрет девушки в огне» и символ борьбы за женские права во Франции Адель Энель демонстративно покинула зал. Пока в Америке судили Харви Вайнштейна, Франция раскололась на тех, кто считает, что Роман Полански если и не должен разделить его судьбу, то уж точно не может получать главную национальную кинонаграду, — и тех, кто требует убрать «руки прочь от классика». Котийяр поддерживает Энель, считая «Портрет девушки в огне» гениальным фильмом, а про движение #MeToo говорит так: «Это настоящая революция. Некоторые практики нужно было давно и кардинально менять. Нам до сих пор приходится бороться за равенство в зарплате, например. Такое отношение к половине человечества оскорбительно для нашего интеллекта. Но положение дел меняется. Приходит осознание. Женщины все чаще и чаще рассказывают о том, что им пришлось пережить. А способность узнавать себя в чужих историях многим помогает внутренне освободиться. Это дает надежду и силы».