Новые динозавры: как сервисы доставки еды могут разрушить крупнейшие розничные сети
Выход крупнейших российских компаний на рынок доставки еды способен очень быстро изменить и сам рынок, и состав ключевых игроков. Ретейлеров, которые проигнорируют новый тренд, ждет судьба Kodak и Nokia, пишет в колонке на Forbes.ru Владимир Салахутдинов, директор по стратегии X5 Retail Group.
Ископаемые ящеры — поучительный пример того, что может случится с лидером, неспособным адаптироваться к изменившимся условиям. Крупные компании, стремительно теряющие лидерские позиции, — динозавры рыночной экономики. История гигантов типа Kodak или Nokia доказывает: или меняйся, или выйдешь из игры.
Интервал времени, за который инновация превращается в business-as-usual, стремительно сократился: печатный станок получил распространение за 400 лет, телефон за 50, мобильный телефон за семь, а социальные сети — всего за три года. Может дело пойти еще быстрее? Точно может. Означает ли это, что сегодняшние лидеры — крупные компании с их сложными процедурами и многоуровневой системой управления — динозавры, ждущие своего метеорита? Во многих случаях да. По крайней мере почти половина топ-менеджеров считает, что это так.
Ожидание disruption есть и в продуктовом ретейле. А с недавних пор это больше, чем просто ожидание: процесс начался.
С одной стороны, происходит эволюция клиентских предпочтений. Например, растут требования к удобству, которые меняют формат магазинов, или требования к качеству, что заставляет торговые сети пересматривать свой ассортимент и оптимизировать цепочки поставок. Это понятно большинству современных ретейлеров. Например, только в течение последнего года ведущие игроки рынка представили новые концепты магазинов — более современные, удобные, с фокусом на свежие продукты. Такие изменения требуют существенных инвестиций, которые, однако, должны окупиться, поскольку обновленные магазины привлекают покупателей. Еще один состоявшийся тренд — использование технологий для повышения эффективности: автоматизация процессов и аналитика больших данных уже стали неотъемлемой частью работы операционных и коммерческих функций.
Но даже если все выше перечисленное входит в приоритеты и успешно реализуется сильной и компетентной командой, можно ли быть уверенным, что акционерам гарантировано долговременное спокойствие? Ответ: нет.
Вспомните свое детство: в вашем доме наверняка была швейная машинка, а мама или бабушка хранила стопку журналов с выкройками. Пошив одежды был естественным процессом, а сеть магазинов «Ткани» насчитывала тысячи адресов. Сегодня опросы показывают, что 6 из 10 человек испытывают затруднения, чтобы пришить даже пуговицу. Все дело в огромном выборе качественной готовой одежды в разных ценовых категориях. Необходимость шить и обладать этим навыком практически отпала.
С едой вот-вот произойдет то же самое. Готовая еда — одна из самых быстрорастущих категорий в продуктовом ретейле. По данным закрытого исследования «Infoline-Аналитика» по рынку продовольственной розницы, общий рост рынка по итогам 2019 года составил около 5%. При этом продажи готовой еды только за прошлый год выросли на 20%, свидетельствуют данные отчета GFK «Готовая еда как ответ на актуальные потребительские тренды».