Соблюдая равновесие
Мир люкса сталкивается с серьёзными проблемами, которые связаны с экологией и меняющейся культурой потребления. В этих условиях выживут только самые смелые и открытые для инноваций компании. И вот как это отразится на нас в ближайшее десятилетие
Представьте, что возвращаетесь домой после отдыха за городом. Ставите на подзарядку свою «теслу» (каждое парковочное место в вашем жилом комплексе оборудовано розеткой) или паркуете одну из каршеринговых машин, закреплённых за жильцами вашего дома. Проходите мимо 6-метровых деревьев в зимнем саду и 7-этажной живой зелёной стены (они дополняют систему фильтрации воздуха в здании). Раздумывая, не окунуться ли в бассейн с морской водой, заходите в квартиру и застаёте там роскошный закат. Окна с повышенной теплоизоляцией так хорошо пропускают свет (всё благодаря низкому уровню примеси железа в кварце), что исчезает необходимость искусственного освещения в течение дня. В рамках безотходной программы, которой придерживается ваше здание, мусорных баков здесь меньше, чем ящиков для компоста и контейнеров для раздельного сбора вторсырья — от старой одежды до электроники. Когда вы въехали сюда, экогрузчики перевезли ваши вещи в многоразовых контейнерах.
Эта утопическая картина — отнюдь не плод фантазий какого-нибудь старшекурсника архитектурного института, а жилой комплекс, недавно открытый на Брум-стрит в нью-йоркском Сохо по проекту Ренцо Пьяно девелоперской компанией Bizzi & Partners. Такой передовой подход к дизайну городского жилья обеспечивает премиальный уровень комфорта, который минимально сказывается на природе.
Новое поколение отказывается от пожирающих топливо частных самолётов и прочих прелестей жизни с высоким октановым числом, поэтому вопросы экологичности всё больше влияют на развитие люкса. У людей, желающих делать более ответственный выбор, появляется всё больше альтернатив. Корабли, не встающие на якорь, чтобы не повредить морское дно; китайские города, где мусор перемещается по пневматическим мусоропроводам вместо мусоровозов; дизайнерская одежда из переработанных и возобновляемых материалов — таких примеров всё больше, так как потребители люксового сегмента формируют запрос на подобные нововведения.
«С этого начинается разговор со всеми нашими клиентами, ведь они в курсе, что их клиенты, в свою очередь, потребуют нечто подобное», — делится опытом Джон Брикер, креативный директор одного из крупнейших архитектурных бюро мира Gensler. Он подчёркивает, что такие софт-факторы, как эмоциональный отклик и чувство причастности к благому делу, играют всё более важную роль по сравнению с объективными условиями, например ценой. «Миллениалы принимают решения на основе эмоциональной составляющей. Здесь можно сыграть на их увлечениях».
Эти тренды позволяют предположить, что роскошная жизнь будущего будет выглядеть и ощущаться по-другому на всех уровнях, от функционирования бытовых служб до самой материи, которую мы осязаем и которой дышим.
В городах станет тише, по мере того как двигатели внутреннего сгорания уступят место электрическим, а грузовики исчезнут с улиц, так как их заменят более эффективные технологические решения. Соосновательница нью-йоркской консалтинговой компании в сфере минимизации отходов Сара Кёри-Хэлперн предполагает, что в будущем практически не останется мусоровозов. По её мнению, органические отходы будут сжиживаться на месте и использоваться для получения энергии для обогрева зданий.
Возобновляемая энергия станет обыденным явлением в каждом доме. Генеральный директор Bizzi & Partners Алессандро Паллаоро предполагает, что в будущем крыши займут ветряные установки, а в стены вмонтируют аккумуляторы, накапливающие энергию от солнечных батарей. Зелёные газоны (их поддержание оставляет существенный углеродный след) станут редким явлением, особенно в засушливых районах.
Информация о происхождении материалов и энергозатратах при их производстве станет более прозрачной. Сертифицирование в сфере устойчивого строительства, которое уже сейчас проводит Международный институт жизни будущего (International Living Future Institute) в Сиэтле, потребует, чтобы здание было регенеративным, то есть чтобы его позитивное воздействие на окружающую среду перевешивало негативное. «Выкладывая круглую сумму за роскошный дом, вы получите всю информацию о том, каким образом он влияет на природу», — уверен директор по устойчивому развитию компании Gensler в Нью-Йорке Дэвид Брифел. Кроме того, дома и офисные здания, по его мнению, будут проектироваться с учётом неизбежных последствий глобального изменения климата — участившихся наводнений, пожаров и ураганов.
Архитектурная компания Gensler, поставившая перед собой цель в будущем делать все проекты с нулевым балансом потребления энергии и воды, наняла региональных директоров по устойчивому развитию по всему миру. Дэвид Брифел — специалист по перепрофилированию и аккредитованный дизайнер стандарта LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). Обсуждая с клиентами архитектурный проект, он советует обратить внимание на традиционные технологии, такие как землебитное строительство или продуваемые внутренние дворы. «Мне очень сложно отделять хороший дизайн от экологического, потому что в хорошем дизайне учитываются все аспекты», — поясняет Брифел.