«Никто прямой рукой власти не запрещает снимать кино». Режиссер Иван И. Твердовский о самоцензуре, поисках денег и новом фильме про «Норд-Ост»
К 31 году Иван И. Твердовский успел снять 4 полнометражки и отметиться на знаковых кинофестивалях. В интервью Forbes Life режиссер рассказал, как получать деньги на авторское кино в России (сложно) и что значит для него попадание фильма про Норд-Ост на кинофестиваль в Венеции
Недавно конкурс авторского кино Venice Days Венецианского кинофестиваля, объявил программу. В десятку лучших вошел молодой режиссер Иван И. Твердовский, который к 31 годам снял четыре полных метра. Его самая свежая работа, фильм «Конференция» рассказывает о женщине с посттравматическим синдромом, потерявшей сына во время теракта с захватом заложников мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году — сама героиня чудом спаслась, бежав из театра через окно в туалете и оставив семью на произвол судьбы. Спустя 18 лет она организует поминальный вечер, чтобы найти оправдание своему поступку.
В интервью Forbes Life режиссер рассказал, почему авторское кино в России почти не реально снять без зарубежного финансирования, как самые известные продюсеры отказались финансировать картину о последствиях трагедии «Норд-Оста», и причем здесь самоцензура.
Отбор фильма на Венецианский кинофестиваль — большая победа. Когда вы только приступали к фильму, была ли цель попасть в Венецию? Или просто хотелось сделать хорошее кино?
В этом году вообще очень сложный и трудный из-за карантина период, поэтому, я думаю, программа Venice Days — это отличный старт для фильма, и нам, конечно, повезло. Мы вообще были готовы к тому, что, если у нас не будет каких-то значимых приглашений [на фестивали], мы будем ждать следующего сезона. Но, мне кажется, к концу этого года будет уже большая пробка из других картин, поэтому не хотелось остаться в забвении. Я очень рад, что премьера фильма состоится уже в сентябре.
Когда автор хочет снять фестивальное кино, это сразу помещает его в жесткие рамки и подразумевает большую ответственность, чувствовали что-то подобное?
Хотя мне не так много лет, 31 год, для меня это четвертая полнометражная картина, а до этого у меня было еще девять документальных работ — в общем, фестивальным успехом я не обделен. Когда ты что-то создаешь, то не думаешь о фестивалях, это вопрос творчества — если оно случается, крупные кинофестивали замечают это.Мои фильмы были на фестивалях в Карловых Варах, Торонто, Сан-Себастьяне и других.
Я был удивлен, потому что Венеция имеет определенный формат, и, как мне казалось, «Конференция» в него не попадает. Венецианский фестиваль скорее нацелен на арт-мейнстрим, Берлинале же более политизирован. Поэтому я был приятно удивлен, когда фильм отобрали. Картина является ко-продукцией нескольких стран, и снята при участии итальянской стороны. Поэтому наш итальянский продюсер Паоло был, в первую очередь, заинтересован в том, чтобы подать ленту на Венецианский фестиваль.
Вы собираетесь лично представить фильм в Венеции?
Я, конечно же, очень хочу, потому что мне важна первая реакция публики на картину, но это большая проблема, потому что нужно проходить двухнедельный карантин. Многие из тех, кто собирался поехать — зрители, кинокритики и другие коллеги, — просто не имеют возможности просидеть две недели, не выходя из дома, в Европе. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Можете подробнее рассказать о программе Venice Days, на которую был отобран ваш фильм?
Это аналог «Двухнедельника режиссеров» Каннского фестиваля, куда критики собирают лучшие авторские ленты. Насколько я знаю, в Венеции эта программа появилась в начале двухтысячных годов, очень многие фильмы, которые являются номинантами на «Оскар» за лучший иностранный фильм, были впервые представлены публике именно на Venice Days. Поэтому участие в ней порой даже важнее, чем участие в параллельной программе основного конкурса.
Вместе с вами в программу попал фильм «Китобой» Филиппа Юрьева. Вы с ним однокурсники по ВГИКУ, оба — ученики Алексея Учителя. На ваш взгляд, это совпадение или показатель каких-то особых знаний, которые передал ваш мастер?
У нас, правда, довольно особая мастерская, это вообще была первая мастерская Алексея Учителя, и практически все, кто у него учился, работают в индустрии. Много людей, которые уже получили известность, например, Таисия Игуменцева, которая сейчас работает как Татьяна Капитан в кино, Рустам Мосафир, Юра Быков и другие. Филипп десять лет хотел снять это кино, он очень долго к нему шел. У меня-то это четвертая картина, а у него только первая. Я за него счастлив просто абсолютно.
Вы уже стали лауреатом Карловых Вар и участником фестиваля в Торонто, сейчас Венеция воспринимается более спокойно? Или от количества фильмов и наград это не зависит?
Я вырос в семье кинематографиста, для меня с самого начала фестиваль был не конкурсом тщеславия, не «Олимпийскими играми», а исключительно элементом продвижения картины. Кроме того, это просмотр твоих коллег, людей, которые работают параллельно с тобой, и это тоже очень важно. Фестиваль — это, конечно, приятно, это помогает тому, чтобы фильм вышел к зрителю, но это никак не может быть целью.