Мама, не горюй!
Идеальных матерей не существует. Зато стремящихся к идеалу – тьмы, и тьмы, и тьмы. Пора переходить на светлую сторону.
Эта воображаемая женщина-мать живет в голове каждой: у одних постоянно, к другим наведывается изредка, но в самые неподходящие моменты. Гибрид степфордской жены, Муми-мамы и Людмилы Петрановской, она всегда и всё делает правильно. Неважно, идет ли речь о завтраке (никаких бутербродов), о досуге (Планшет? Это что-то из Гайдара?) или развитии (три спортсекции, программирование, макраме и танцы с саблями).
Ты стремишься быть похожей на нее, но, несмотря на все старания, стабильно чувствуешь себя некрасивой подружкой на фоне королевы класса. Откуда взялся этот идеал и стоит ли он усилий?
Строим пирамиду
Во времена наших родителей, а уж тем более бабушек критерии Хорошей Матери были достаточно просты: ребенок сыт и обут-одет. Давалось это нехитрое сочетание трудно. Надо было выстоять в очереди, приготовить из жилистой курицы или костлявого супового набора что-то относительно съедобное, достать путем невероятных, граничащих с супергеройскими усилий приличные сапоги и пальто – на вырост. Ну и, конечно, чтобы ребенок выглядел аккуратно, требовалось чуть больше, чем нажатие кнопки на стиральной машинке.
Школа – во дворе, кружки – в ближайшем ДК, книги – в городской библиотеке. Суп из концентрата, антрекоты, компот консервированный, посуду – помою. Воспитание стандартно предполагало строгость и приучение к труду. Пожалеешь розгу – испортишь дитя. Безусловно, описание слегка утрированное, но в целом на мысли о недостижимости родительского идеала у наших мам не хватало времени и сил.
Дальше – классика пирамиды Маслоу. Когда удовлетворять основные потребности – здоров, накормлен и одет – стало проще, появилось свободное время и желание делать еще что-то. А именно – превращать себя в лучшую маму на свете.
Спрос родил предложение, и книги о раннем развитии начали стремительно набирать популярность. Вдруг оказалось, что после трех лет уже всё поздно, и если прямо сейчас не начать разучивать цвета по-французски, обнимая деточку не менее восьми раз в день, вас обскачут более успешные сверстники с их горделивыми мамами. Главной родительской страшилкой стала история про мудреца, которого спросили, когда надо начинать воспитывать пятидневного младенца. «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней!» – воскликнул он сурово и наверняка осуждающе потряс головой. Когда речь идет о маленьком и беззащитном, тобою рожденном существе, противостоять чувству вины нет сил. Уголок плохих матерей вон там, и, чтобы не попасть в него, надо бежать в два раза быстрее.
Мильон терзаний
И если с пятидневным младенцем вопреки мнению неприятного мудреца еще всё более-менее понятно – кормить, любить и не бросать, то, чем старше он становится, тем больше граф в анкете нужно заполнить.