Как мы с мужем делили квартиру, или Зачем в паспорте штамп
Сторонники и противники регистрации брака приводят свои аргументы, а история нашей героини показывает, в какую неприятную ситуацию можно попасть, если не позаботиться о своих правах, даже если планируешь встретить с партнером старость. Какие плюсы дает штамп в паспорте, всегда ли он нужен и в нем ли вообще дело?
«Было ощущение, что мне объявлена война»
«Я вышла замуж в 19 лет — конечно, по большой любви, — рассказывает 41-летняя Людмила (имя изменено по просьбе героини). — Мои родители вложили деньги в строящийся дом — и, когда двухкомнатная квартира была готова, папа оформил ее на меня, «чтобы сплотить нашу пару, укрепить союз». Таково было их и мое отношение к браку — раз и навсегда. Вместе с мужем мы сделали ремонт и стали там жить.
Но через несколько лет наши отношения совсем разладились. Жить вместе стало невозможным, и я ушла от мужа. По факту — он переехал от меня в свою квартиру. Пора было оформить развод официально. И тут муж заявил свои права на половину квартиры. Я напомнила, что куплена она была на деньги моих родителей, но он ссылался на закон — «нажитое в браке».
Действительно, формально квартира стала моей собственностью после свадьбы. Это означает — «все пополам». Начались долгие месяцы переговоров, но на все мои предложения я встречала отказ. Например, хотела вернуть ему его долю средств, потраченных на ремонт, причем с процентами, как если бы они лежали в банке. Готова была взять кредит и выкупить по разумной стоимости его долю. Предлагала продать квартиру и поделить деньги… Не соглашался.
Так прошло около трех лет. В конечном итоге несколько судебных заседаний закрепили его право на половину моей квартиры. К этому моменту я уже была замужем второй раз и ждала ребенка. Я поняла, что развод и дележ собственности часто становятся делом не только супругов, но и всей семьи, и у каждого могут быть свои представления о «правильно-неправильно» и «справедливо-несправедливо».
В какой-то момент муж умыл руки и передал весь вопрос в ведение своей матери. И вот тут и началась самая жесть. Было ощущение, что мне объявлена война. И цель людей — не договориться, а сделать мою жизнь невыносимой.
Когда родился сын, бывшая свекровь начала вселять в квартиру без моего согласия жильцов, которые, как на подбор, были асоциальными и порой агрессивными алкоголиками. Я просто боялась за себя и ребенка. После многочисленных обращений им запретили сдавать комнату без моего согласия. Только тогда бывший муж был готов продать наконец квартиру и поделить деньги пополам. Он и его мать исчезли из моей жизни, перестав манипулировать мной.