Автономный и ответственный. Как сегодня воспитать независимо мыслящего ребенка
Независимость ребенка складывается из частных простых бытовых ситуаций, когда тот получает право на собственное мнение, считает психолог с 15-летним стажем Светлана Лукка. Когда и как нужно начинать развивать эту самостоятельность?
Как выстроить отношения с ребенком? Где та грань, за которой начинается свобода ребенка и родительский контроль излишен? На эти и другие вопросы отвечает психолог, специалист в сфере детско-родительских отношений Светлана Лукка в своей книге «Нити родительства». Она рассказывает о стратегиях воспитания и общения, обращаясь к собственному родительскому опыту. Книга выходит в издательстве URSS в конце августа, на нее уже открыт предзаказ. Forbes Woman публикует фрагмент о том, как воспитать независимо мыслящего ребенка и когда нужно начинать формировать у детей ответственность за свои решения.
Как право на ошибку влияет на способность ребенка быть ответственным?
Для меня очень важно, чтобы мои дети были готовы встречаться с различными ситуациями в жизни и нести ответственность за свои поступки и решения. Я считаю, что если ребенок ответственный, то не надо за него бояться. Никого нельзя уберечь от ошибок: совершать ошибки — это часть нашего жизненного пути.
Просто очень важно уметь идти дальше, не отчаиваться и продолжать бороться. Это умение не берется из ниоткуда, оно очень связано с родительским доверием и поддержкой. Если в семье ребенок имел право на ошибку, если у него была возможность самому эту ошибку исправить и увидеть, что мир от этого не рухнул, то в будущем он использует этот опыт в сложной жизненной ситуации.
Я никогда не давила на старших детей при выборе будущей профессии. Это не значит, что у меня не было своего мнения. Было. Хорошо аргументированное, просчитанное и заманчиво изложенное. Оба выслушали мою позицию и сделали по-своему. Дочь поняла, что ошиблась, выбрав физику своей специальностью. Теперь самостоятельно ищет свою область интересов. Сын продолжает учиться на историческом и сам исследует, как с этой профессией найти интересную и хорошо оплачиваемую работу. Конечно, я по сей день имею план в голове, как и куда устраиваться работать сыну, как и где учиться дочери. Но они идут каждый своей дорогой. Наверняка не самой короткой и оптимальной, но своей. И им некого винить за «дурацкие советы». Они встречаются с результатами своих решений сами. У них есть план, как и куда двигаться. Я бы делала не так. Но я не могу запретить им жить их жизнь так, как они хотят.