Как два россиянина и украинец переехали в Долину и устраивают соотечественников на работу в Apple и Google
Семь лет назад гуманитарий Максим Глубочанский с третьей попытки выиграл грин-карту и переехал в США. За пару месяцев он освоил новую техническую профессию – тестировщика сайтов. Работа в IT помогла увеличить доход в 4 раза и получать $100 000 в год. Теперь Глубочанский вместе с партнерами Иваном Цыбаевым и Максимом Гусаковым помогает эмигрантам повторить свой путь и зарабатывает на этом $1,5 млн.
Глубочанский, Цыбаев и Гусаков запустили стартап JobEasy, который за месяц с нуля обучает профессии тестировщика сайтов и гарантирует ученикам работу в крупных компаниях, таких как Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Slack. Бизнес-модель у стартапа нехитрая – студенты, которые получили работу после обучения платят JobEasy процент от зарплаты. Проект уже помог примерно ста студентам сменить работу, их выплаты принесли JobEasy более $1,5 млн выручки.
Личное дело
34-летний Иван Цыбаев увлекся программированием еще в старших классах. Окончив Сахалинский государственный университет по специальности «финансы», год стажировался в Японии. Еще студентом Цыбаев поработал аналитиком в Южно-Сахалинском представительстве американской нефтяной компании ExxonMobil, где за пару лет «разочаровался в офисное работе».
В начале 2009 года Иван переехал в Нью-Йорк – после зарубежной стажировки осталась «тяга пожить за границей». В Штатах окончил курсы по страхованию и инвестициям, занимался экспортом строительного оборудования и логистикой. А в свободное время играл на гитаре и синтезаторе в местных барах в составе музыкальной группы. В 2011 году Цыбаев стал представителем студии Артемия Лебедева и помог компании открыть офис на Уолл-стрит. А еще через год перебрался в Калифорнию. Чтобы влиться в стартаперскую тусовку, основал портал SiliconNews.Ru, где публиковал новости и интервью с предпринимателями, среди которых был, например, Павел Дуров. Цыбаева заметили в некоммерческой Американской бизнес-ассоциации русскоговорящих профессионалов (AmBAR) и даже пригласили стать вице-президентом по пиару. Но он мечтал о собственном проекте – и в 2013 году основал стартап Trucker Path, который помогает дальнобойщикам находить места для парковки и других нужд. Из него вырос еще один бизнес – «Uber для дальнобойщиков» Truckloads, который связывает напрямую заказчиков грузоперевозок и водителей. Стартап занял треть рынка США и оценивался в $100 млн.
В 2014 году Trucker Path привлек $1,5 млн от китайской социальной сети Renren. Год спустя тот же Renren и американский фонд Wicklow Capital инвестировали еще $20 млн. В 2017 году стартап получил кредит в $30 млн и собрался привлечь новый инвестиционный раунд. По словам Цыбаева, он вел переговоры с фондом Baring Vostok, компания дошла до этапа due diligence (процедура оценки объекта инвестирования), но сделка сорвалась. Представитель Baring Vostok не стал подтверждать или опровергать эту информацию, ссылаясь на коммерческую тайну. «Не всегда эти переговоры доходят до стадии подписания каких-либо документов и еще реже до закрытия сделки», – рассказали Forbes в пресс-службе Baring Vostok. По словам Цыбаева, сорванная сделка повесила на стартап «красный флаг», из-за чего другие инвесторы неохотно шли на переговоры и предлагали невыгодные условия.
В декабре 2017 года Renren выкупил проект, сумма сделки не разглашается. По приблизительным оценкам ФРИИ, основанным на публичных данных, Цыбаев мог получить за долю от $5 млн $32 млн.
«Инвесторы поняли, что индустрия очень нерациональная и сложная, многие стартапы просто закрылись, а логистические гиганты типа Uber в 2017-м сильно потеряли в оценке, по сравнению с 2015-м годом», – считает Цыбаев. Trucker Path не приносил прибыли, несмотря на то, что приложение установил «каждый третий американский дальнобойщик».
В течение 2018 года предприниматель передавал дела и присматривался к перспективным нишам для старта нового бизнеса. В этом Цыбаеву помогал 35-летний Максим Гусаков из Южно-Сахалинска, друг детства и экс-технический руководитель проектов Trucker Path. Гусаков, программист по образованию, со второго курса развивал собственную веб-студию «Милакс», которая приносила около $10 000 выручки и $2000-3000 прибыли в месяц. Кризис 2014 года подкосил бизнес. «Я думал, у меня отличная компания и команда, есть куда расти. И тут хлоп, кризис, нет резко денег — 2 месяца и нас убило», – вспоминает Гусаков. Поэтому в конце 2014 года он присоединился к Trucker Path и с тех пор не покидал компанию.