3 факта об истребителе F-16
Странное название и наследие подводных лодок: что надо знать про самолет F-16.
F-16 Fighting Falcon — бестселлер среди истребителей четвертого поколения, первый серийный самолет с сайдстиком и названием, которое не понравилось испытателям. В этом году он отметил 50-летие своих первых полетов.
Незапланированный взлет
Да, первых полетов YF-16 (букву Y в обозначении самолетов в США применяют для прототипов, а F означает Fighter, «истребитель») было два. Первый случился незапланированно. 20 января на авиабазе Эдвардс в Калифорнии во время очередного этапа испытаний — высокоскоростного руления — пилот Фил Оэстрайкер внезапно обнаружил, что самолет при подскоках ведет себя нестабильно и кренится так сильно, что цепляется стабилизатором за полосу. Пилот предпочел взлететь и после короткого разворота приземлиться.
Причиной странного поведения самолета стало то, что конструкция расположенной справа ручки управления отличалась от прототипа на тренажере, на котором тренировались летчики-испытатели. Дело в том, что F-16 стал первым серийным самолетом, на котором управление осуществлялось сайдстиком — боковой ручкой, заменившей штурвал. Да-да, тот самый сайдстик, который теперь стоит на всех Airbus, SSJ, Bombardier и Dassault Falcon. Сама ручка появилась раньше, но ее ставили перед летчиком, как традиционный штурвал. На F-16 ручка управления стоит справа. Для экономии места и точности управления ее сделали чувствительной не к величине перемещения, как на тренажере, а к прилагаемому усилию, и летчик-испытатель не успел к этому привыкнуть.
Так были выявлены проблемы при проектировании системы дистанционного управления Fly-by-wire, и это стали учитывать в дальнейшем. На F-16 в итоге ручке дали возможность двигаться в разных направлениях, чтобы летчики лучше чувствовали самолет.
Как бы там ни было, все закончилось благополучно, и 2 февраля все тот же Оэстрайкер совершил первый официальный полет нового истребителя.
Результат получился великолепным: самолет был маневренным и при этом простым в управлении и интуитивно понятным при обучении. Так новые технологии помогли улучшить взаимодействие между пилотом и машиной. Боковая ручка и проекция указаний основных приборов на стекло с тех пор стали практически стандартными элементами интерфейса для военных, а затем и для гражданских самолетов.