Непредсказуемые, белые и высокомерные: почему Аргентину не любят в Латинской Америке
В Южной Америке среди футбольных фанатов пользуется популярностью кричалка America Latina, menos Argentina («Латинская Америка минус Аргентина»). Мексиканские и бразильские болельщики регулярно привлекают к себе внимание на чемпионатах мира, скандируя эти не слишком дружелюбные к соседу по региону слова. Неприязнь к Аргентине со стороны других южноамериканских стран выходит за рамки футбольной субкультуры. Рассказываем, какие стереотипы существуют в отношении этой одной из самых популярных среди российских релокантов стран и чем аргентинцы так «насолили» соседям.
Кому дорого обходятся аргентинские кризисы (спойлер: не только аргентинцам)
Футбол, танго, мясо и вино — это то, с чем часто ассоциируют Аргентину сторонние наблюдатели. Если эти наблюдатели немного интересуются экономикой, то этот ряд можно дополнить еще и регулярными экономическими кризисами. За последние 30 лет экономика Аргентины прошла через серию глубоких кризисов, каждый из которых оставил заметный след в экономике. В результате кризиса 1998-2002 годов безработица превысила 20%, а количество людей, живущих за чертой бедности, выросло с 25% до 58%.
Последующий период относительного восстановления был связан с бумом цен на сырьевые товары, но не смог предотвратить повторные кризисы из-за высокой инфляции и ухудшения кредитного рейтинга. В 2014 году Аргентина вновь оказалась в состоянии технического дефолта. Кризис 2018 года начался на фоне увеличения внешнего долга и снижения доверия инвесторов, что привело к обращению к МВФ за кредитом в размере $57 млрд, но предпринятые правительством меры не привели к стабилизации. В 2020 году Аргентина вновь объявила дефолт, не сумев договориться с кредиторами о реструктуризации долга. Это стало девятым дефолтом в истории страны.
В 2024 году на фоне шоковых рыночных реформ нового президента Хавьера Милея, по данным за апрель, накопленная инфляция за последние 12 месяцев достигла рекордных 289%, а активность бизнеса за первые четыре месяца года снизилась на 19% по сравнению с тем же периодом 2023-го. Однако при учете влияния сезонности в апреле активность бизнеса увеличилась на 3% по сравнению с мартом, что дает надежду на возможное достижение дна рецессии и начало восстановительного роста.
«Это совокупность кризисов, — отмечал Диего Санчес-Анкочеа, профессор политической экономики развития в Оксфордском университете, в комментарии для El Pais. — Аргентина никогда не выходит из своих кризисов: госдолг увеличился в 1980-х, в 1990-х пытались решить проблему путем приватизаций, затем в 2001 и 2002 годах произошел кризис, связанный с обменным курсом. Создаются периоды спокойствия, но структурные проблемы никогда не решаются. Кризисы возвращаются, потому что они никогда не уходили».
При этом Аргентина занимает ключевое место среди экономик Южной Америки, уступая только Бразилии по объему валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС). В 2023 году ВВП (ППС) Аргентины составил приблизительно $1,2 трлн, что делает ее второй по величине экономикой региона после Бразилии с $4,1 трлн. Она оказывает значительное влияние на экономическую динамику в регионе, особенно учитывая ее роль в рамках торгово-экономического блока МЕРКОСУР, который также включает в себя Бразилию, Парагвай и Уругвай.
В январе 2024 года Международный валютный фонд скорректировал прогноз постпандемийного восстановительного роста всего региона Латинской Америки и Карибского бассейна в связи с критической ситуацией в Аргентине, снизив ожидания с 2,4% до 1,9%. Учитывая размер экономики Аргентины и тесные связи с соседями, экономические кризисы в Аргентине часто приводят к цепной реакции экономических проблем в соседних странах. Из-за девальвации аргентинского песо и высокой инфляции многие аргентинские туристы перестали путешествовать в соседние страны, что сильно сказалось на туристической отрасли Чили и Уругвая. В Уругвае аргентинцы составляли 72% всех туристов в первой половине 2018 года, а в Чили — 52%.
Кроме того, сокращается объем импортируемых товаров и услуг из соседних стран в Аргентину, что тоже негативно сказывается на экономическом благополучии этих стран.
В Уругвае, например, значительная часть экспорта, представленного в основном сельскохозяйственными продуктами, приходится на Аргентину, в итоге все аргентинские проблемы влекут за собой падение доходов уругвайских фермеров и способствуют росту безработицы. Кроме того, уругвайский банковский сектор в начале 2000-х был во многом ориентирован на аргентинских вкладчиков — на последних приходилось около 40% всех вкладов. Аргентинский кризис 2001 года привел к глубокой рецессии в Уругвае: в 2002 году ВВП упал на 7,1%, а банковская паника, связанная с обесцениванием депозитов в Аргентине, перекинулась на Уругвай. Уберечь страну от дефолта и финансового краха тогда помог предоставленный в последнюю минуту администрацией президента США Джорджа Буша кредит.
Экономические кризисы в Аргентине оказывают также значительное влияние на экономику Боливии и Парагвая. В Аргентине существенное количество иммигрантов из Парагвая и Боливии. По данным миграционной службы Аргентины, в стране проживает более 900 000 граждан Парагвая. Организации боливийских резидентов оценивают число боливийцев в Аргентине в 2 млн, из которых 1,5 млн находятся в Буэнос-Айресе. В условиях экономической нестабильности в Аргентине многие мигранты из Парагвая и Боливии, работавшие там, сталкиваются с сокращением доходов и, следовательно, с уменьшением объема денежных переводов в свои страны. Это усугубляет экономические проблемы в Парагвае и Боливии, где многие семьи зависят от этих переводов как от важного источника дохода.
Как политическая нестабильность Аргентины «раскачивает лодку» всего региона
В последние годы Аргентина переживала значительную политическую нестабильность, характеризующуюся чередованием радикально противоположных экономических курсов. Непоследовательность сменяющих друг друга правительств и желание «отменить» достигнутое политическими конкурентами приводили к замедлению развития и являлись одной из причин экономических кризисов. Изменчивость аргентинской политики можно проследить через отношение страны к проекту южноамериканской экономической интеграции МЕРКОСУР.
Нестор Киршнер и Кристина Фернандес де Киршнер, представляющие левые (перонистские) силы в стране, в период с 2003 по 2015 год поддерживали участие страны в блоке, считая это стратегически важным направлением. При этом они выступали за ориентирование внешней торговли блока на идеологически близкие социалистические правительства и сосредоточились на развитии партнерства с такими странами, как Китай, Россия и страны БРИКС, отходя от более тесных связей с США и Евросоюзом.
Маурисио Макри, бывший президентом с 2015 по 2019 год и представляющий правоцентристские силы, несмотря на нейтральное отношение к объединению в целом, выступал за либерализацию внешней политики в рамках МЕРКОСУР. Он стремился к установлению тесных связей с внерегиональными партнерами, такими как Европейский союз, и странами Тихоокеанского партнерства. Его политика вызвала напряженность в блоке из-за потенциального ослабления внутренних связей южноамериканского объединения, что в том числе привело к падению объема торговли внутри блока.
Левый президент Альберто Фернандес, руководивший страной с 2019 по 2023 год, активно выступал за укрепление МЕРКОСУР, настаивая на необходимости трансформации блока из экспортеров сырья в мощный производственно-экспортный хаб. Он критиковал ЕС за аграрный протекционизм, который затруднял переговоры о зоне свободной торговли, и утверждал, что за европейскими экологическими требованиями зачастую скрывался экономический протекционизм.