Acta diurna populi Romani: первая публичная газета
Когда 1 января 59 года до н. э. Гай Юлий Цезарь вступил в свое первое консульство, в Риме царила неразбериха, народ бедствовал, знать погрязла в разврате и излишествах, плелись бесконечные политические заговоры, в судах побеждали не правые, а более красноречивые. Государство остро нуждалось в руководителе, способном установить единые, четкие законы и навести порядок как в самом Вечном городе, так и в умах его жителей. За это и взялся новый правитель.
Ставленник сената Марк Кальпурний Бибул, формально разделивший с Цезарем власть – консулы обычно назначались парами – инициативам коллеги противодействовал, во-первых, потому, что был приверженцем «нравов предков», но, главным образом, из зависти к обладавшему блестящими способностями и безупречной родословной Цезарю. Сам Бибул происходил из плебейского рода Кальпурниев. Однажды, когда Бибул слишком уж явно стал мешать реформам, сторонники Цезаря даже вывернули ему на голову корзину навоза и забросали камнями. А после того, как Цезарь лично припугнул Бибула, тот и вовсе заперся в своем доме до конца консульства и никаких мнений ни на какой счет высказать больше не пытался. По Риму, где годы считались по консулам, долго ходила потом шутка, что 59 год надо называть не годом консульства Цезаря и Бибула, а консульством Юлия и Цезаря, коль уж скоро должен быть соблюден принцип коллегиальности.
Получив практически неограниченную власть, о которой мечтал с юности, Цезарь принялся за переустройство римской жизни в соответствии с собственными ценностями и идеалами. В 46 году до н. э., по совету египетского астронома Созигена, он провел коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте, начало года перенеся на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность и начинался римский хозяйственный год. Новый консул организовал также более точную перепись граждан, даровал римское гражданство всем, кто занимался медициной или преподаванием благородных искусств в Риме, и расселил 80 000 граждан по заморским колониям, укрепив тем самым римскую власть за пределами Рима. Проводя аграрную реформу, он разделил неприкосновенные ранее участки земли между 20 000 граждан, имевшими по трое и более детей.
По настоянию Цезаря уже в первые месяцы его консульства сенатом Рима был принят целый ряд законов, направленных на централизацию и укрепление государственного устройства, сплочение отдельных провинций, ощутивших наконец себя единым государством, живущим общей жизнью и общими интересами.
Одним из важнейших решений нового консула стал приказ обнародовать официальные протоколы совещаний римского сената. Форму, в которой сенатские дела станут достоянием граждан Рима и римских провинций, также придумал Цезарь – это должна быть «газета» – Acta diurna populi Romani – «Ежедневные дела римского народа» (другие названия: diurna urbis, acta populi diurna, acta urbis или urbana, или просто acta), в будущем послужившая прототипом периодических изданий. «По вступлению в должность он первый приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты о собраниях сената и народа», – сообщал по этому поводу римский историк Светоний. Да, именно он, полководец, политик, оратор, писатель и основатель Римской империи, к имени которого восходят титулы «кайзер» и «царь», а также название седьмого месяца во многих языках мира – июль, стал еще и «отцом родным» журналистики.
Хотя семья Юлиев, из которой происходил Цезарь, традиционно была связана с теми, кого обычно считали представителями демократического крыла, подобный прорыв к гласности был, скорее, удачным ходом в политической борьбе с сенатом, чем проявлением демократических воззрений нового консула.
Вначале специальными «редакторами», которых председательствующий консул назначал из сенаторов, записывались только утвержденные постановления сената, санкционированные народными трибунами. Однако со временем в Acta diurna стали «пуб- ликоваться» более полные отчеты: о ходе прений и мнениях главных ораторов. Обязательной темой были донесения полководцев и наместников, послания правителей иностранных государств и решения сената.
Понятно, что коррумпированным сенатским олигархам идея с ежедневной «газетой» не понравилась – подобное издание для широкой публики сильно затрудняло жизнь жульничающих и непостоянных в своих мнениях политиканов. Они сопротивлялись гласности, как могли, возмущаясь, правда, больше в кулуарах – у Цезаря была тяжелая рука.