Екатерина Гусева: «На гастроли ездим всей семьей. Хочется разделить с родными незабываемые впечатления!»
«Были на острове Шкота, на острове Путятина ели свежайшую морскую капусту, выброшенную морем на берег, собирали морских звезд, которые уже высохли на солнце и лежали на камнях в ожидании нашего приезда. А пролетая над островами Пять пальцев, любовались морскими котиками!»
Екатерина, у нас тема — случаи на гастролях и из актерской жизни. Вы первая героиня нашей новой рубрики. Вы человек, который сейчас много снимается в кино и ездит на гастроли, наверное, в более комфортных условиях. Но я бы начала с того, что вы ездили в начале нулевых и даже, может быть, в конце 90-х, и неважно, от театра или с какими-то коллегами. И какие это были условия...
— Я вот уже 26-й сезон являюсь актрисой Театра Моссовета, и наши гастроли всегда проходят на очень высоком уровне! Весной этого года, в апреле, согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры при поддержке Департамента культуры города Москвы Театр Моссовета со спектаклем «8 любящих женщин» режиссера Евгения Марчелли гастролировал на Дальнем Востоке! В рамках проекта «Большие гастроли» мы сыграли два спектакля в Хабаровске и два во Владивостоке! Это было незабываемо! Полные залы, благодарные зрители, невероятная красота и величие дальневосточной природы, Японское море... Я была с мужем, и мы не отказали себе в полетах на вертолете! Были на острове Шкота, на острове Путятина ели свежайшую морскую капусту, выброшенную морем на берег, собирали морских звезд, которые уже высохли на солнце и лежали на камнях в ожидании нашего приезда. (Смеется.) А пролетая над островами Пять пальцев, любовались морскими котиками! Старшие, бабушки и дедушки, коричневой окраски, нежились на дальнем островке, а молодежь, белые и бледно-серые особи, — на соседнем островочке, чуть поодаль.
Невероятное вречатление на нас произвел Военно-исторический музей Тихоокеанского флота! Дело в том, что после победного 1945-го мой дед Василий Гусев отправился на Советско-японскую войну. Прослужил два года на Сахалине. Сам он про те события мало рассказывал... Я узнала о его военных буднях благодаря этому замечательному музею! Около 12 залов: основание города, революция, Великая Отечественная, Советско-японская война... Два этажа экспозиций! Низкий поклон сотрудникам за зал в честь наших героев — ребят, находящихся на СВО.
Вспоминаются и мои первые зарубежные гастроли с Театром Моссовета со спектаклем «Учитель танцев» режиссера Юрия Еремина. Гедиминас Таранда — учитель танцев, а я его ученица Флорела. Также в Израиль выезжал спектакль «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» с Александром Домогаровым в главной роли. Масштаб впечатлял! Декорации плыли около месяца на грузовом корабле! Мы жили в Тель-Авиве, в отеле на первой линии, или в Нетании, на комфортабельных «икарусах» были переезды в другие города. Лето, море, пляж!.. А вечером выходили на сцену! И тогда я тоже была с семьей — с мужем и сыном. Алешка еще был маленький. Мы сами дополнительно покупаем билеты, оплачиваем номер попросторнее.
— Почему вы так делаете? Вам хочется совместить работу с общением?
— Ну конечно! Отпуск случается не так часто, а тут есть возможность объединить работу, отдых и общение с родными! И еще очень хочется разделить с ними незабываемые прекрасные впечатления!
Помнится, как благодаря Илье Авербуху и первому проекту «Звезды на льду» мы исколесили вместе с чемпионами нашу необъятную Родину и страны ближнего зарубежья! С ошеломительным успехом прошли эфиры на Первом канале, и нас ждали стадионы, 3—4-тысячники! Тур длился несколько месяцев, каждый день менялись города... В первом номере шоу я исполняла песенку Евгения Крылатова:
Лед, лед, лед сверкает серебристо,
Лед, лед, лед не знает компромисса,
Лед, лед, лед сразу даст ответ,
Можешь ты хоть что-нибудь,
Или нет.
Лед, лед, лед, поймете вы однажды,
Этот лед придуман для отважных,
Не каждый может танцевать
на льду,
А поскользнуться может каждый!
Олимпийцы в это время демонстрировали свои элементы, а в конце выезжал Авербух, брал у меня микрофон и приветствовал стадион!
«Добрый вечер, Ми-и-инск! — сказал Илья, но я мертвой хваткой сжала его руку, и он исправился: — Я говорил вчера... А сегодня я говорю «Привет, Го-о-о-ме-е-ель!!!»
— А свою самую первую киноэкспедицию помните?
— Да-а-а. И это тоже незабываемо! Первый мой фильм — «Змеиный источник». Мы снимали картину в Чехове, жили в заброшенном пионерском лагере, в фанерных деревянных домиках. Ржавые пружины на кровати были без вот этих железных скобок, которые их соединяют в ромбики, перематывались веревочками.
А в витражных окошках веранды, где стояла кровать, стекол недоставало... Видимо, пионеры таким образом проветривали помещение, потому что окна не открывались. Зато на рассвете весь потолок и стены были в фиолетово-красно-оранжево-голубо-желто-сине-зеленых ромбиках и квадратиках. Это было очень романтично: соловьиные трели утром, свежий воздух...
— Я вижу, такие скромные условия не повергли вас в шок...
— Я как-то всегда настроена очень позитивно.
— Душа, естественно, нет...
— Нет, конечно, что вы... Раковина была, но вода лилась из рукомойника. И что интересно, у трубы, которая уходила куда-то вниз, отверстие было гораздо шире, чем сама труба. Я зубы чистила — любовалась зеленой травкой. Вот бабочка села на одуванчик, божья коровка по клеверу ползет... А потом вдруг вспышки. И я поняла, что там кто-то лежит на земле и фотографирует на маленький фотоаппаратик.
— Вас?
— Ага. Первые мои папарацци.
Это был малобюджетный проект. Тогда все еще снимали на кинопленку, а не на цифровые носители, и пленки было очень мало. У нас был директор картины Иосиф Исаакович Сосланд, который приходил и говорил: «Осталось 200 метров». После обеденного перерыва: «Осталось 150 метров». В конце смены : «Осталось 10 метров!!!» И все находились в таком прессинге... Особенно режиссер Николай Лебедев. Это была его дебютная картина. Во многом благодаря его репетициям и мастерству оператора Сергея Астахова мы снимали сцены с одного дубля! Без права на ошибку.