Франчайзи Domino’s Pizza жалуются в головной офис на убыточность своих точек

ForbesБизнес

Неокупившиеся надежды: почему франчайзи Domino’s Pizza из регионов винят компанию в своих убытках

С весны 2019 года франчайзинговые партнеры Domino's Pizza в регионах России жалуются в головной офис на завышение цен на продукты и убыточность своих точек. В октябре один из бывших франчайзи подал на компанию в суд. Однако руководство Domino's Pizza ситуацию конфликтной не считает

Ксения Мельникова

1-gettyimages-921742300.jpg__1573417868__68374.jpg
Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images

В марте 2019 года региональные франчайзи российского подразделения международной сети пиццерий Domino's Pizza (Domino's Pizza Russia) направили руководству компании первую коллективную претензию (копия обращения есть в распоряжении Forbes). В ней владельцы 20 из 26 пиццерий за пределами московского региона пожаловались на то, что головной офис завышает закупочные цены на продукты и проводит «провальные маркетинговые акции без учета региональной специфики», из-за чего франшизные точки терпят убытки от 200 000 до 1 млн рублей ежемесячно.

В октябре бывший франчайзи из Челябинска Евгений Хоронько направил в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с Domino's Pizza 27,1 млн рублей. Летом компания в одностороннем порядке расторгла с ним договор коммерческой концессии «из-за невыполнений обязательств по контракту».

Параллельно недовольные франчайзи создали коллективный чат в одном из мессенджеров. По оценке участников чата, на фоне конфликта с рядом партнеров за последний год Domino's Pizza Russia выкупила у региональных франчайзи 16 точек. Forbes узнал у партнеров сети, что вызвало их недовольство, и попросил прокомментировать претензии руководство Domino's Pizza.

Пиццу в регионы

История американского бренда Domino's Pizza в России началась в 1997 году, но в активную фазу роста перешла только в 2013-м, когда управление российским подразделением передали турецким менеджерам: гендиректором стал Гюванч Донмез (сейчас — вице-президент по стратегическому развитию фудтех-проектов Mail.ru Group), а его заместителем — Мустафа Озгул (сейчас — исполняющий обязанности гендиректора Domino's Pizza Russia). Если за 16 стартовых лет компания открыла всего порядка 13 собственных точек в Москве, то за последние пять — разрослась до 189 пиццерий, 78 из которых франшизные.

Развивать франчайзинговое направление за пределами Москвы и Московской области Domino's Pizza начала в середине 2017 года. Для сравнения, «Додо Пицца» тогда уже продала франшизы почти во все крупные города России. Domino's Pizza к середине 2017-го успела опробовать формат только в московском регионе, где по франшизе работал 41 ресторан. Годовая выручка всей сети тогда составляла 3,3 млрд рублей млрд рублей, EBITDA — 181 млн рублей, приводит цифры в беседе с Forbes Мустафа Озгул. По данным СПАРК, в 2017-м сеть получила убыток в 223 млн рублей.

Условия для региональных франчайзи поначалу были схожи со столичными: паушальный взнос составлял 17 500 условных единиц, а роялти — 5% (в Москве — 7%). Но в середине 2018 года Domino's Pizza их скорректировала: с региональных партнеров в первый год работы стали брать льготный роялти — 3,5%. Продукты для приготовления пиццы всем франчайзи рекомендовали закупать у головной компании. «Для этого мы открыли несколько производственных центров — в Химках, Чехове, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. 90% продуктов на них — от локальных поставщиков. Только так мы могли контролировать качество», — рассказывает Озгул. Сменить поставщика на деле было «практически невозможно», говорят опрошенные Forbes франчайзи: продукт нужно было согласовать с турецкими и американскими руководителями.

Кроме того, Domino's Pizza рекомендовала франчайзи работать со своим поставщиком телекоммуникационных услуг (ООО «БизнесСвязьХолдинг») и оборудования. Взамен, согласно условиям договора, головная компания предоставляла партнерам доступ к своей системе управления ресторанами, брала на себя обучение персонала, которое длилось 2,5 месяца, а также оказывала консультационную и маркетинговую поддержку. Средние инвестиции в запуск франчайзинговой точки, по расчетам франчайзи, составляли 10-14 млн рублей без учета налогов.

Первым франчайзи Domino's Pizza в регионах стал Михаил Шуваев, который открыл точку в Краснодаре в декабре 2017 года. Затем предприниматель запустил еще в общей сложности восемь пиццерий в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Воронеже. В 2018-м Domino's Pizza начала продавать региональную франшизу массово — за полгода появилось еще около 20 пиццерий в Рязани, Нижнем Новгороде, Казани, Серпухове, Туле, Челябинске, Ярославле, Самаре, Саратове и Твери. Выручка в России, по данным самой компании, в 2018-м составила уже 4,9 млрд рублей, EBITDA — 314 млн рублей. Убыток компании на российском рынке в 2018 году, по данным СПАРК, составил 320 млн рублей.

За все годы работы Domino's Pizza инвестировала в развитие ресторанов, продуктовых центров и логистики на российском рынке $60-70 млн, говорит председатель совета директоров и руководитель Domino's Pizza Eurasia Аслан Саранга. Также компания проводила креативные маркетинговые кампании: например, в 2018-м запускала акцию с «пожизненным» сертификатом на бесплатную пиццу всем, кто сделает татуировку с логотипом Domino's Pizza.

Бунт на корабле

Проблемы с российскими франчайзи у Domino's Pizza начались еще в конце 2018 года. Тогда 16 партнеров компании, в том числе из Москвы и Московской области, отправили в компанию обращение (копия есть в распоряжении редакции), в котором просили руководство предоставить маркетинговую стратегию развития бренда на 2019 год и пересмотреть стоимость продуктов, связи и логистики для регионов. Весной 2019-го владельцы региональных ресторанов направили повторное письмо в Domino's Pizza — теперь уже на имя президента головной компании Domino's Pizza International Фредерика Лунду, Аслана Саранга и Гюванча Донмеза. Его подписали владельцы 20 из 26 региональных франчайзинговых пиццерий. В письме франчайзи упрекали сеть в отсутствии маркетинговой поддержки и завышении цен на продукты в среднем на 15-20% по сравнению с «Додо Пицца». Подписавшиеся сетовали на то, что ни один из их ресторанов не достиг точки безубыточности, хотя изначальная финансовая модель Domino's Pizza Russia предполагала, что это произойдет в первый же месяц работы.

Одними из авторов письма были предприниматели Илья и Мирон Родзинские. Франшизу Domino's Pizza партнеры приобрели в феврале 2018 года. Прежде Родзинские 15 лет развивали семейный строительный бизнес. Ресторан Domino's Pizza в Туле площадью 200 кв.м предприниматели открыли в июне 2018-го. Инвестиции в запуск составили порядка 15 млн рублей, приводит цифры Илья Родзинский: большая часть пошла на ремонт, закупку у поставщика франчайзера оборудования и оплату паушального взноса в размере около 1,2 млн рублей. «Мы сами живем в Москве, но в Domino's Pizza нам сказали, что франшизу в столице больше не продают, и мы решились на запуск в другом городе», — добавляет Илья.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как бывший топ-менеджер «Связного» и «ВымпелКом» запустил конкурента Cofix Как бывший топ-менеджер «Связного» и «ВымпелКом» запустил конкурента Cofix

Сергей Румянцев запустил сеть кофеен, которая теперь насчитывает более 200 точек

Forbes
Для одних Кастильская, а для других — Католичка Для одних Кастильская, а для других — Католичка

Изабелла почитается как величайшая правительница в истории Испании

Дилетант
Фонд физтехов: как Петр Лукьянов управляет деньгами бизнесменов — выпускников МФТИ Фонд физтехов: как Петр Лукьянов управляет деньгами бизнесменов — выпускников МФТИ

Как Петр Лукьянов вкладывается в стартапы до того, как они становятся модными

Forbes
Влад Соколовский: «Я открыл новую грань любви» Влад Соколовский: «Я открыл новую грань любви»

Певец Влад Соколовский об отношениях с бывшей женой и переменах в жизни

StarHit
Почему амбиверты лучшие руководители, чем экстраверты и интроверты Почему амбиверты лучшие руководители, чем экстраверты и интроверты

Кто такие амбиверты и как им стать?

Inc.
Непотопляемая: стюардесса, пережившая три кораблекрушения, включая «Титаник» Непотопляемая: стюардесса, пережившая три кораблекрушения, включая «Титаник»

История Вайолет Джессоп — удивительный пример злого рока и удачи

Cosmopolitan
Как избавиться от катышков на одежде Как избавиться от катышков на одежде

Как почистить любимый свитер от катышков в домашних условиях?

Cosmopolitan
Куда плывёт плаун? Куда плывёт плаун?

Как растения образуют «ведьмин круг»?

Наука и жизнь
Интервью: звезда Интервью: звезда

Актер рассказал о своей семейной жизни, новом проекте и непростом карьерном пути

Esquire
Что такое омологированные шины и зачем их покупать? Что такое омологированные шины и зачем их покупать?

Что такое омологированные шины и чем они отличаются от премиальных

Esquire
ЦБ готовится нанести удар по сверхприбылям Сбербанка ЦБ готовится нанести удар по сверхприбылям Сбербанка

Через Систему быстрых платежей могут запустить пенсии и оплату к/у

Эксперт
Ханна: Ханна:

Ханна рассказала про запуск своей линии одежды и бизнес в Майами

Cosmopolitan
Арт, еда и спа: три причины поехать в Эстонию Арт, еда и спа: три причины поехать в Эстонию

«РБК Стиль» отправился в Таллин

РБК
Без лишней скромности Без лишней скромности

В мире, где все помешались на онлайн-шопинге, Изабель Маран идёт против течения

Vogue
Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили

Сегодня музеи конкурируют не с другими музеями и даже не с телевизором

СНОБ
Ответный удар кота Виктора: скандал вокруг «Аэрофлота» превзошел по силе кампанию про «иглу мужского одобрения» Ответный удар кота Виктора: скандал вокруг «Аэрофлота» превзошел по силе кампанию про «иглу мужского одобрения»

Специалисты по PR оценивают медийный спарринг кота Виктора с «Аэрофлотом»

Forbes
Базовый уход за телом: самомассаж в домашних условиях Базовый уход за телом: самомассаж в домашних условиях

Зачем тратить много денег на курс массажа, если можно сделать его дома самой

Cosmopolitan
Остановить запуск старения! Как круто выглядеть в 40 — на примере звезд Остановить запуск старения! Как круто выглядеть в 40 — на примере звезд

Выглядеть в 40 лет эффектно — вполне в наших силах

Cosmopolitan
Быстрая мода: 5 советов для миллениалов, как удачно сэкономить на одежде Быстрая мода: 5 советов для миллениалов, как удачно сэкономить на одежде

«Быстрая» мода привлекает тех, кто хочет одеваться со вкусом и по доступной цене

Forbes
Помидоры по подписке: как издатель игры «Веселый фермер» теперь зарабатывает на открытии реальных ферм Помидоры по подписке: как издатель игры «Веселый фермер» теперь зарабатывает на открытии реальных ферм

Спелую и вкусную продукцию можно есть только там, где она производится

Forbes
Скорая эмоциональная помощь: как поддержать мужчину, а как женщину Скорая эмоциональная помощь: как поддержать мужчину, а как женщину

Как помочь человеку справиться с эмоциональной болью

Psychologies
Как помешать смартфону следить за мной Как помешать смартфону следить за мной

GQ обсудил с экспертом «Лаборатории Касперского» уязвимость наших гаджетов

GQ
Уход дорогого друга: что может потерять Россия после отставки Эво Моралеса Уход дорогого друга: что может потерять Россия после отставки Эво Моралеса

Кризис в Боливии имеет сугубо политические причины

Forbes
Русская болезнь Русская болезнь

Политические последствия сырьевой зависимости

Огонёк
Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс

Несмотря на трудности, можно прожить в счастливом браке 65 лет

Cosmopolitan
Как уроженец Одессы зарабатывает миллиарды на одежде «для интровертов» Как уроженец Одессы зарабатывает миллиарды на одежде «для интровертов»

Дмитрий Чупаха основал онлайн-магазин одежды Butik.ru еще в конце 90-х

Forbes
Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе

Фрагмент книги «Соединяя точки. Уроки лидерства» Джона Чемберса и Дианы Брейди

Forbes
Рокетмен Рокетмен

Как сделать из сноуборда реактивный стенд для испытаний?

Популярная механика
Папина радость Папина радость

Праздничный монолог Сергея Китаева, отца Маши, Аси и Гоши

Добрые советы
Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка

Российские телеканалы рано или поздно будут вынуждены менять свои бизнес-модели

Forbes
Открыть в приложении