Как сохранить репутацию на яхте, в офисе и соцсетях
Адвокат Екатерина Тягай — о том, существует ли институт репутации в России и какие скелеты в шкафу уже не скрыть.
25 октября на сайте управляющей инвестиционной компании «Альфа-Капитал» появилось короткое заявление «по ситуации с членом правления Евгением Живовым». В новости говорилось, что компания разделяет семейные ценности, считает насилие неприемлемым в любом его проявлении, и поэтому Евгений Живов в списках сотрудников больше не значится. Незадолго до этого бывшая жена Живова сняла побои, нанесенные ей и детям, о чем были составлены административные протоколы.
Эта история — показательный пример того, как стиль жизни и поведение топ-менеджера или чиновника в отношениях, не связанных с работой, влияют на репутацию. А она, в свою очередь, — на карьеру, социальный статус и будущее в целом.
Из чего состоит репутация
Долгое время в нашей стране репутация волновала в основном рефлексирующую часть общества. Те, кому информационные сливы или вбросы могли навредить финансово, пользовались подконтрольностью средств массовой информации, нежеланные сведения не доходили до печати или корректировались уже в ней. Редкие исключения быстро затухали по принципу «любая сенсация — на два дня». Но интернет делает жизнь прозрачной, а частную информацию общедоступной: в сети личное моментально смешивается с профессиональным и общественным.
Образ государственной власти складывается из портретов чиновников и их семей, облик компаний — из лиц и личных историй руководства, сотрудников, партнеров, клиентов и контрагентов. Репутация выстраивается и разрушается, как карточный домик, и каждая карта в колоде имеет значение.
Институт репутации охватывает не только деловую репутацию в узком смысле (оценку предпринимательских и профессиональных качеств людей и компаний), но и честь, достоинство личности, а главное — доброе имя. И хотя российское законодательство по-прежнему относит все перечисленное к нематериальным благам, многие элементы репутации обрели вполне конкретную материальную оценку и стоимость. Именно они в итоге формируют гудвилл (нематериальные факторы, благодаря которым фирма обладает конкурентными преимуществами. — «РБК Стиль») бизнеса, что может кратно увеличить или снизить его стоимость.
Требования к репутации отдельных участников рынка (в частности, крупных акционеров, руководителей и должностных лиц кредитных организаций) только начали оформляться в российском законодательстве. С января 2018 года вступили в силу новые требования к деловой репутации владельцев крупных пакетов акций и должностных лиц кредитных организаций: впервые предусмотрена возможность пожизненного запрета на занятие должностей, владение акциями, осуществление контроля в отношении акционеров для должностных лиц кредитных организаций в результате повторного нарушения требований к деловой репутации.
Это породило противоречивую практику. В мае 2019-го Центробанк уведомил о неудовлетворительной деловой репутации российского миллиардера Олега Бойко, но уже летом снял все ограничения, признав его действия при ведении бизнеса добросовестными. В середине октября стало известно, что комиссия Центробанка по рассмотрению жалоб на такие решения удовлетворила почти половину из них.
Какие репутационные риски существуют
Нарушение законов
В России наибольший интерес в этом отношении представляет реакция различных героев расследований Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Например, Дмитрий Медведев ограничился критикой фильма «Он вам не Димон», охарактеризовав его содержание как «муть» и «чушь», но подчеркнул, что не будет обращать внимания на провокации, продолжит работать и заниматься своим делом, поскольку в этом заключается его ответственность перед гражданами России. А вот другой герой этого фильма — Алишер Усманов — не только записал несколько гневных видеообращений к Алексею Навальному, но и подал иск о защите чести и достоинства. Суд требования Усманова удовлетворил.
Подход Усманова в целом свойственен бизнесменам, чьи интересы распространяются за пределы нашей страны, поскольку в международном пространстве запятнанная репутация может повлечь серьезные экономические и даже политические последствия. Например, Олег Дерипаска в сентябре этого года подал иск о защите деловой репутации к издателям The Times, The Telegraph и The Nation в Арбитражный суд Краснодарского края. Поводом для подачи искового заявления стали санкции, которые в отношении Дерипаски ввел Минфин США: их основанием послужила информация, содержавшаяся в публикациях указанных СМИ. 25 октября иск был удовлетворен полностью. Сведения, изложенные в публикациях, были признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию бизнесмена. Суд обязал издания удалить указанные сведения и опубликовать опровержение.
Что касается российских чиновников, то они не всегда готовы признавать связь между репутационными скандалами и политической карьерой. Исключением в этом отношении стал иск главы московского отделения «Единой России» Андрея Метельского к Алексею Навальному и Константину Янкаускасу, слова которых, по мнению политика, не только порочат его доброе имя, но и стали причиной его поражения на выборах в Мосгордуму.