Нелегкие деньги: почему кредитование в российской легкой промышленности не работает
Несовершенства системы кредитования и субсидирования отрасли мешают производственникам реализовать свой потенциал
Снижающаяся себестоимость производства создает предпосылки для роста. Ограничение импорта может помочь в освоении внутреннего рынка, девальвация рубля на фоне роста издержек производства в Азии — в экспорте. Впрочем, мечты остаются мечтами: пока заводам и фабрикам негде брать средства.
От Владивостока до Лиссабона
Согласно данным Росстата об итогах работы легкой промышленности в 2016 году, в стране была произведена лишь одна юбка на 25 женщин и девочек, и один пиджак на 70 мужчин. В ближайший год цены на обувь и одежду, скорее всего, продолжат расти, оказавшись под влиянием девальвации и повышения ставки НДС до 20%. Рост стоимости может варьироваться 5-20% в зависимости от сегмента. С учетом того, что реальные доходы и средние чеки продолжают снижаться, покупатели, наверняка, будут более осмотрительны при выборе.
Возможным преимуществом для производителей может быть как раз то, что отечественная продукция стоит меньше многих импортных аналогов, и подобное может компенсировать недостаток в качестве. В последнее время Роспотребнадзор стал более тщательно проверять импортную продукцию. Согласно недавним сообщениям, 54% от всех проб трикотажных изделий импортного производства были сочтены некачественными, а из отечественных — лишь 12%. Подобные заявления могут вызывать сомнения в объективности, но также указывать и на негласную поддержку российского регулятора по отношению к отечественному производителю.
Впрочем, расти можно не только внутри рынка, но и за его пределами. Себестоимость производства в странах Юго-Восточной Азии, мирового центра легпрома последних лет, продолжает дорожать уже который год. В России же ситуация совсем иная — производитель становится все более дешевым и, следовательно, конкурентоспособным. Сохраняется стабильный доступ к широкой ресурсной базе. К примеру, именно наличие древесины и нефтепродуктов позволило совершить недавний прорыв в производстве спецодежды.
Однако о перспективах российского легпрома можно говорить долго и на бумаге вырисовывается весьма благоприятная ситуация, но на практике дела обстоят иначе.
Нет средств, нет мощностей
Несмотря на имеющийся потенциал, у небольших производственников существуют серьезные проблемы с доступом к кредитованию. Многие заслуженно считают легпром весьма рискованной отраслью, поэтому банки неохотно выдают кредиты под долгосрочные проекты. В результате отсутствие «длинных» денег существенно ограничивает возможности по увеличению производственных мощностей, залоги оцениваются с дисконтом в 3 и более раз, а высокие ставки по кредитам не позволяют наращивать объемы инвестиций в развитие предприятий и увеличивать мощности. Одновременно наблюдается и негативный эффект от общего падения спроса на рынке. Самый яркий пример последних лет, это, пожалуй, обанкротившиеся Kira Plastinina, в развитие которой в своё время было вложено более 3 млрд руб.