Каким был Александр Маккуин: воспоминания близких и режиссеров, снявших о дизайнере фильм
14 февраля при поддержке посольства Великобритании в кинотеатре «Пионер» состоялся специальный показ документального фильма «Маккуин». В этот же день прошел первый ужин из серии «Ужин с Пионером» — так называется новый проект кинотеатра, в рамках которого в кафе «Пион» будут проводиться камерные встречи со специальным меню — и со специальными гостями. Первыми стали режиссеры «Маккуина» Ян Бонот и Питер Эттедги, а модерировала его журналистка и создательница телеграм-канала Good Morning Karl Катя Федорова. Esquire побывал на мероприятии — и записал, каким вырисовывается портрет Александра Маккуина после встречи с людьми, не понаслышке знакомыми с его творчеством.
Есть что-то крайне символичное в том, что свою документальную ленту про Ли Александра Маккуина режиссеры Ян Бонот и Питер Эттедги привезли в Москву именно 14 февраля — и нет, дело даже не в пресловутом Дне всех влюбленных (а может, и в нем тоже). Здесь самая настоящая математика дат.
11 февраля — день, когда дизайнер, устав бороться с многочисленными демонами и оставив короткую записку с просьбой позаботиться о его горячо любимых псах, шагнул-таки в вечность. 17 марта британский enfant terrible появился на свет; конкретно в 2019 году ему исполнилось бы пятьдесят. И этот зажатый между смертью и рождением — именно в таком порядке! — некалендарный месяц, кажется, самое подходящее время, чтобы в очередной раз попытаться осмыслить наследие дизайнера. Особенно если на его фоне разворачивается лондонская Неделя моды, где когда-то разогналась до невиданных скоростей карьера простого парня из Ист-Энда, больше похожего на скинхеда, чем на модельера; появляются «новые» Гальяно и Пью, есть даже «новый» Куинн, на показы которого, словно обыгрывая «монаршую» фамилию, заглядывает королева Елизавета II. Но никакого второго Маккуина, конечно, не было и быть не может.
Даже если вы бесконечно далеки от мира моды, эту трагедийную историю наверняка знаете: даровитый успешный дизайнер покончил с собой через несколько дней после смерти матери, шокировав коллег и обожателей и бросив тень на всю фэшн-индустрию. Попытки установить, что именно подвело британца к краю, породили теорий едва ли не больше, чем история Джека-потрошителя, которому Маккуин посвятил дебютную коллекцию. Наркотики? Беспорядочные связи? Потеря двух по-настоящему близких, по-настоящему любимых женщин — мамы и эксцентричной Изабеллы Блоу, первой рассмотревшей потенциал Ли и порекомендовавшей представляться Александром? Непростой, как у многих носителей гения, характер, гарантировавший одиночество? Нездоровая высококонкурентная рабочая среда?
Режиссеры Бонот и Эттедги не пытаются плодить дешевые сенсации, а ищут ответы там, где завещал искать их герой. «Ли всегда говорил: «Если хотите меня узнать, посмотрите мои работы», — поясняет на «Ужине с Пионером» Питер, взявший на себя сценарий «Маккуина», решение выстроить структуру ленты вокруг пяти знаковых шоу Alexander McQueen. В итоге в «шорт-лист» попали пять коллекций:
- Jack The Ripper Stalks His Victims, с которой тогда еще совсем юный, но уже умевший на глаз скроить пиджак дизайнер выпустился из Central Saint Martins;