Неизвестный науке зверь
Как «Чебурашке» удалось собрать больше 5 млрд руб. и стать самым кассовым фильмом в истории российского проката
Семейная комедия «Чебурашка» — главный хит новогодних каникул — стал настоящим феноменом в истории российской киноиндустрии. 5 млрд руб. сборов, статус самого кассового отечественного фильма и самой успешной картины за всю историю российского проката: сложно поверить, но «Чебурашка» обошел по размеру бокс-офиса даже легендарный «Аватар». В чем секрет ошеломительного успеха нового прочтения сказки Успенского — разбирался Inc.
Перепридумать «Чебурашку»
Благодарить за нового «Чебурашку» нужно, в первую очередь, киностудию Yellow, Black & White, которая выступила автором идеи и продюсером фильма. Студией владеют выходцы из КВН — Эдуард Илоян, Денис Жалинский, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк. Все четверо познакомились в 2000-х во время участия в чемпионе Вышей лиги КВН.
После завершения карьеры кавээнщиков Илоян с Жалинским и капитаном «Сборной РУДН» Сангаджи Тарбаевым начали снимать стендап-шоу для казахских телеканалов: именно для этого была зарегистрирована компания Yellow, Black & White. А Илоян, Шляппо и Троцюк пошли работать в «СТС Медиа», для которого позже YBW будет производить шоу «Даешь молодежь!», «Одна за всех» и др.
В начале 2010-х Илоян, Шляппо и Троцюк решили заняться производством фильмов и сериалов, чтобы «зарабатывать больше», ушли из СТС и присоединились к YBW. Но сотрудничать с телеканалом студия не перестала: следующие несколько лет YBW на потоке делала контент для «СТС Медиа». Самым успешным проектом стал сериал «Кухня», который с первого же сезона приносил СТС высокие рейтинги, а совокупная выручка сериала, по оценке РБК, составила около 2,8 млрд руб.
Со временем YBW занялась и кинопроизводством. Первый успех случился в 2017 году: сказка «Последний богатырь», снятая совместно с российским офисом Disney, собрала более 1,7 млрд руб., окупив свой бюджет за 11 дней.
К 2020 году кино приносило YBW уже более половины выручки (остальное — доход от собственного онлайн-кинотеатра Start, 50% которого сейчас принадлежит «Мегафону», и управления телеканалом «Суббота!», принадлежащим «Газпром Медиа»). В канун нового 2021 года в прокат вышел второй хит студии — приключенческая комедия о перевоспитании мажора «Холоп». Картина собрала в прокате невероятные тогда 3 млрд руб.
Два года «Холоп» сохранял за собой статус самой кассовой российской картины за всю историю кинопроизводства. В конце 2022 года ему на смену пришел «Чебурашка», который стал лидером по сборам среди не только отечественных, но и среди вообще всех фильмов, когда-либо выходивших в прокат в России, обойдя даже легендарную первую часть «Аватара». Спродюсировала «Чебурашку» тоже Yellow, Black & White. «Мы сделали ставку на доброе, семейное кино, и видим, что это именно то, что нужно сейчас людям», — объясняет в комментарии для Inc. генеральный продюсер YBW Эдуард Илоян.
Но только ли в этом секрет оглушительного успеха фильма о странном ушастом зверьке?