Королева-мать отечественного кино. Памяти Инны Чуриковой
14 января, не дожив до 80-летнего юбилея, умерла Инна Чурикова. Кинокритик Кирилл Горячок вспоминает, каких героинь подарила кинематографу народная артистка СССР — нежных, рьяных, своенравных, жертвенных, чудаковатых. Словом, незабываемых.
Актрис, имевших столь безоговорочную народную любовь, как Инна Чурикова, можно назвать немного: Фаина Раневская, Ия Саввина, Нонна Мордюкова. Но слава Чуриковой была другого порядка, и другого порядка был ее образ на экране. «Чудная», — называли ее героиню в «В огне брода нет». С тем же недоумением и непониманием оглядывались на молодую актрису в театральных вузах: «Девушка, вы на себя в зеркало давно смотрели?».
Внешность Чуриковой, казалось, не располагала к большим драматическим ролям. В начале карьеры она чаще изображала животных на сцене или Бабу Ягу. А в кино появлялась в незатейливых ролях простых и наивных девушек, которых, кажется, никто никогда не полюбит. Героини Чуриковой были смешные и неряшливые: выигрывали петухов в конкурсе рисунков («Я шагаю по Москве»), носили банты на голове и платье в горошек («Тридцать три»). Незабываемая Марфуша в «Морозко», глупая, жадная, но все-таки обаятельная и настоящая, и потому ее жаль. Уже тогда она отличалась на экране от всех остальных, своей «чудаковатости» и странностью.
Чурикова показала на экране неожиданный для отечественного кино образ женщины — хрупкой, но все-таки гордой до последнего. В ней не было сексуальности кинозвезды, но она выражала сложность женщины, исследовала разные грани ее характера. Она могла быть строгой и упертой, как в «Прошу слова» или «Вассе», могла быть нежной и растерянной, как в «Ребре Адама», гордой аристократкой в «Идиоте», и матершинницей в «Стране ОЗ». На вопрос не боитесь ли вы показаться смешной, несовершенной на экране или сцене, Чурикова с улыбкой отвечала, что ей интересно исследовать самые разные грани женской натуры. В этом исследовании она зашла дальше многих.