Как Леонид Гайдай отказался от намеков и показал мир тотальной идиотии

WeekendСобытия

Операция «Гэг»

Как Леонид Гайдай отказался от намеков и показал мир тотальной идиотии

Текст: Игорь Гулин

Леонид Гайдай и Юрий Никулин на съемках «Кавказской пленницы», 1966. Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

30 января исполняется сто лет со дня рождения Леонида Гайдая — самого популярного советского комедиографа, одного из лидеров кинематографа оттепели, на самом деле не слишком подходившего тому времени, в котором ему выпало работать.

Почти все тексты о Леониде Гайдае начинаются с оговорок. И действительно, у него слегка парадоксальный статус в русской культуре. Одна из главных фигур советского киноканона, в этом каноне он — почти что антигерой — воплощение ширпотреба, антипод того большого искусства, которым всегда хотел быть советский кинематограф. Недоверие, а иногда откровенную нелюбовь к Гайдаю разделяли фрондерствующие киноинтеллектуалы и представители власти. Дело в том, что и большие художники, и чиновники воспринимали киноискусство как инструмент просвещения — воспитания вкуса, чувства, ума, политической сознательности. Гайдай показательно игнорировал эту установку — не поднимал зрителя на новые высоты, а спускался с ним к покусанным попам.

«Не может быть!», 1975. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»
«Не может быть!», 1975. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Эта ставка на низкое явно была сознательным выбором. Гайдай мог бы стать вполне достойным комедиографом-сатириком. На эту неслучившуюся судьбу указывает вышедший в 1958 году «Жених с того света», изрезанный цензурой, но все равно остающийся остроумным, хотя и вполне рядовым шаржем на советскую бюрократию. Помимо того, Гайдай явно обладал тонким вкусом и отличным чувством формы. Это видно прежде всего по «Деловым людям» с их блестящей стилизацией под старое американское кино. Однако и сатиру, и умную эксцентрику он не то чтобы отбросил, но поставил на службу бредовому и грубому бурлеску, что царствует в его фильмах начиная с «Пса Барбоса» и вплоть до предсмертного «На Дерибасовской хорошая погода».

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966. Фото: Госкино; Мосфильм
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966. Фото: Госкино; Мосфильм

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении