Проектируем города будущего: основные принципы импакт-инвестиций
Строительство и модернизация городов — одна из важных и сложных областей импакт-инвестиций. Меняется городская среда — меняются целые сценарии жизни горожан, и кажется важным, чтобы эти изменения были позитивными. В данной статье представлена расширенная интерпретация результатов исследования, посвященного анализу и выявлению ключевых трендов и подходов к проектированию Города будущего, проведенного Фабрикой позитивных изменений. С описанием основных выявленных трендов можно ознакомиться в предыдущей статье данного выпуска.
На основании проведенного обзора существующих в мире концепций городов будущего, принципов устойчивого и инклюзивного городского проектирования, с учетом российского контекста и понимания города как сообщества, можно сформулировать следующий набор принципов Города будущего, которые можно также обозначить как принципы импакт-инвестиций в градостроительные проекты.
1Адаптивность территории к инновациям
Инновации меняют облик городов, наполняя их новыми сценариями жизни и использования привычных объектов инфраструктуры. Город будущего открыт к изменениям, и, выражаясь словами Бьярке Ингельса, город будущего не является оконченным содержанием, но формой, которая готова меняться с учетом будущих и неизвестных заранее условий ради общественного блага.
Вовлечение жителей посредством разных форм участия и ответственное использование природы являются основой для устойчивого развития города, который не может оставаться статичным с течением времени.
2Вовлечение сообществ и соучаствующее проектирование
Город будущего не может быть универсальным проектом, и может быть только вписан в существующую территорию и быть согласован с запросами его будущих жителей. Так рождается максимальная востребованность придуманных решений и ответственность за будущую территорию.
Опора на сообщество жителей отмечается как особенность проектов формата «Светлый мир», реализуемого в России, где сообщество формируется за счет соседской инфраструктуры (соседские центры и кафе, комьюнити-рестораны, коворкинги и клубы, разнообразные формы локальных общественных пространств, центры превентивной медицины и пр.).
Более того, в России к 2022 году сформировался проект, который предполагает создание инфраструктуры для социальной деятельности буквально в каждом городе. Франшиза Добро.Центров призвана развивать социальные и гражданские инициативы в городе через создание инфраструктуры для вовлечения граждан в проекты позитивных изменений и формирования сообщества — того самого, без которого невозможен город.
3Локальная идентичность и привлекательность территории
Исследование идентичности и ее развитие становятся частью девелопмента территории. Размещение на проектируемой территории локальных достопримечательностей формирует точки притяжения и помогает внедрять маршруты для регионального туризма: музей современного искусства, музей под открытым небом, спортивные объекты, знаковая архитектура объектов, социокультурные проекты.
В качестве примера можно привести жилой комплекс в Ново-Переделкино, который ссылается на культурное наследие дачного поселка Переделкино, в котором работали знаменитые писатели, в т. ч. Борис Пастернак и Корней Чуковский. Эту идентичность можно культивировать и создавать с нуля.
4Разнообразие форм и сценариев жизни с акцентом на образовательные и оздоровительные практики
Ценность жизни в том или ином городе определяется тем, какие жизненные сценарии доступны человеку. Только ли это спальный район и деловой центр, или же горожанину доступен широкий выбор «третьих», общественных, мест? В обязательный набор инфраструктурных объектов входят:
- парковые зоны;
- спортивные площадки;
- соседские центры;
- розничная торговля;
- развлекательные и рекреационные объекты;
- школы / детские сады;
- учреждения здравоохранения;
- социокультурные объекты.
Новейшие эмпирические исследования спроса на жилую недвижимость на огромных выборках показывают важность для покупателей квартир таких объектов инфраструктуры как: магазины, общественный транспорт, места для досуга, медицинские и образовательные учреждения (Su et al., 2021). Квартиры рядом с такими объектами в среднем продаются дороже, а, следовательно, пользуются большим спросом.
5Открытость и совместное использование городских пространств
Общественное использование зданий и участков социальной инфраструктуры важно для создания социальных связей и отсутствия изоляции социальных групп и пространств. Школы, лектории, выставочные пространства, театр, бассейн, спортивный зал, стадионы и детские площадки на участках, пространства муниципальных администраций (например, залы для совещаний) должны стать частью благосостояния всех жителей района и быть открытыми для них в вечернее время, иногда даже в дневное и по выходным.
6Полицентричность и связность точек притяжения жителей
Принцип развития территории, когда комфорт обусловлен предоставлением максимума услуг и сервисов в пешей доступности от места проживания, а также возможность локального приложения труда. Он вкладывается в принципы организации территории Города будущего и заполнение ее объектами инфраструктуры.
Пример ориентации на полицентричность в российском девелопменте достаточно очевиден — создание Новой Москвы позиционируется именно как полицентричный ответ на вызовы города Москвы (Котов и др., 2016). Несколько лет назад точки притяжения в городе все сильнее концентрировались в центре, что вызывает деградацию спальных районов и низкую транспортную доступность в центре. Создание альтернативных центров притяжения вроде Москва-сити и Новой Москвы создает у части экспертов надежду на изменение статус-кво.
7Новая мобильность и приоритет пешехода
Принцип 15-минутной доступности необходимой инфраструктуры и продуманных прогулочных маршрутов. Разнообразие пешеходных маршрутов и короткие расстояния между точками притяжения позволяет жителям больше передвигаться пешком, не выпадая из ритма города. При этом разноформатная транспортная сеть и безопасный скоростной режим создают комфортные условия для перемещений любым другим способом: на велосипеде или самокате, на автобусе, и в крайнем случае на автомобиле.
Британский социолог Джон Урри представляет человека как существующего в рамках времени, а потому нуждающегося в каком-либо виде мобильности — культурной, социальной и пр. Поэтому город становится совокупностью мобильностей, которые доступны в разной степени для человека. Места для прогулок по тротуарам становятся, с этого ракурса, не просто инфраструктурой, но местом для социальности (Урри, 2012).
8Близость к природе и водно-зеленый каркас
Это то, что позволит создать среду, привлекательную для проживания с первого дня. Реализация «зеленой» инфраструктуры в виде бульвара обеспечит принцип «чистой» застройки от центра к окраинам. Также в отсутствие закрытой квартальной застройки зеленый бульвар проникает внутрь жилой застройки, создавая многообразие «зеленых» пешеходных маршрутов. Использование существующего водного ресурса на территории создаст дополнительную привлекательность для проживания и увеличит количество сценариев досуга для жителей.
9Ответственная экологичность
Город будущего создает ответственного горожанина, который относится осознанно и к своим жизненным сценариям (включая здоровье и образование), и к своей социальной вовлеченности, и к сохранению и преумножению природного разнообразия. Однако для того, чтобы у горожанина были возможности для реализации своего ответственного отношения к природе, Город будущего должен обладать полным спектром социально-экономической инфраструктуры с акцентом на ответственное отношение к экосистемам:
- Стационарная розница (сетевая, локальная, разовые продажи («своя полка»));
- Мобильная розница (базарные площади, рынки выходного дня, фримаркеты);
- Точки общественного питания (соседские кафе, комьюнити-рестораны, буфеты, открытые кухни, фудкорты);
- Стационарный продовольственный рынок;
- Оздоровительные, диагностические и бьюти-сервисы;
- Пункты выдачи заказов маркетплейсов и соседских чатов;
- Коворкинги, открытые мастерские и образовательные пространства (общие и тематические);
- Шеринг-сервисы (точки обмена, дарения, проката);
- Строительство, ремонт, хозтовары;
- Службы быта и агрегаторы сервисов по хозяйству;
- Центры взаимопомощи (Добро.Центры, АВЦ);
- Центры раздельного сбора отходов (пищевых, ТБО и т. д.) и так далее — по мере реализации инициатив и проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, социального предпринимательства, социальных и благотворительных проектов.
Таким образом, наличие и развитие инфраструктуры становится результатом инициатив жителей и платформой для реализации новых инициатив, а также магнитом для притяжения инновационных технологических и социальных элементов в города будущего с территорий других городов и стран.
Реализацию многих из предложенных принципов уже сейчас можно увидеть в пространстве строящихся микрорайонов и целых городов, в России и за рубежом, что задает новую моду на устойчивые практики развития территорий, которые открыты к переменам и обеспечивают разнообразие сценариев жизни в городе с уважением и к природе, и к сообществу жителей.
Владимир Вайнер, директор «Фабрики позитивных изменений»
Иван Смекалин, аналитик Фабрики позитивных изменений, магистрант Высшей школы социальных наук (Париж)
Список источников: 1. Su, S., He, S., Sun, C., Zhang, H., Hu, L., & Kang, M. (2021). Do landscape amenities impact private housing rental prices? A hierarchical hedonic modeling approach based on semantic and sentimental analysis of online housing advertisements across five Chinese megacities. Urban Forestry & Urban Greening, 58, 126968. https://doi.org/10.1016/j.ufug.2020.126968. 2. Котов, Е. А., Гончаров, Р. В., Новиков, А. В., Никогосян, К. С., & Городничев, А. В. (2016). Москва: курс на полицентричность. Оценка эффектов градостроительных проектов на полицентрическое развитие Москвы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 3. Урри, Д. (2012). Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 31-41. POSITIVE CHANGES 47
Designing the City of the Future: the Basic Principles of Impact Investment
The construction and modernization of cities is one of the most important and complex areas of impact investment. The urban environment is changing. The entire scenarios of the people’s lives are changing, and it seems important to make sure these changes are positive. This article presents an extended interpretation of the results of a study devoted to the analysis and identification of key trends and approaches to the design of the City of the Future, conducted by the Positive Changes Factory. The main trends identified are described in the previous article in this issue.
Based on a review of existing concepts of the cities of the future worldwide, the principles of sustainable and inclusive urban design, taking into account the Russian context and understanding of the city as a community, we can formulate the following set of principles of the City of the Future, which can also be designated as the principles of impact investment in urban development projects.
1Adaptability of the territory to innovation
Innovation is changing the faces of the cities, filling them with new scenarios for living and using familiar infrastructure. The City of the Future is open to change, and in the words of Bjarke Ingels, the City of the Future is not finished content; it is a form, which can be adapted for the public good to conditions that are unknown in advance.
The engagement of residents through various forms of participation and the responsible use of nature form is the basis for the sustainable development of a city that cannot remain static over time.
2Community engagement and co-creative design
The City of the Future cannot be a universal project; it can only fit into the existing territory and be aligned with the needs of its future residents. Hence the maximum demand for the invented solutions and responsibility for the future territory.
Reliance on the community of residents is noted as a feature of the Brighter World format projects being implemented in Russia, where the community is formed around the neighborhood infrastructure (neighborhood centers and cafes, community restaurants, co-working spaces and clubs, various forms of local public spaces, preventive medicine centers, etc.).
Moreover, by 2022 a project has been shaped up in Russia that envisages the creation of infrastructure for social activities in literally every city. The Dobro.Centers franchise is designed to develop social and civic initiatives in the city through the creation of infrastructure for engaging residents in the positive change projects and developing a community — the very community that makes a city.
3Local identity and attractiveness of the territory
Identity research and development are becoming part of territorial development. Placing local sights in the area under design forms a point of attraction and helps implement regional tourism routes: a museum of contemporary art, open-air museum, sports facilities, iconic architectural objects, social and cultural projects.
One example is the residential complex in Novo-Peredelkino, which pays tribute to the cultural heritage of Peredelkino, the dacha village where famous writers, including Boris Pasternak and Korney Chukovsky, used to work. This identity can be cultivated and created from scratch.
4A variety of forms and scenarios of living with an emphasis on educational and wellness practices
The value of living in a particular city is determined by what living scenarios are available to a person. Is it just a bedroom community with a business center, or is there a wide range of “third,” public, places available to city dwellers? The mandatory set of infrastructure facilities includes:
- park areas;
- sports fields;
- neighborhood centers;
- retail stores;
- entertainment and recreational facilities;
- schools / kindergartens;
- healthcare institutions;
- sociocultural sites.
Recent large-sample empirical studies of the demand for residential estate show that apartment buyers give weight to the availability of infrastructure such as stores, public transportation, recreational facilities, medical and educational institutions (Su et al., 2021). Apartments located close to such infrastructure usually sell for more, and therefore are in greater demand.
5Openness and shared urban spaces
Shared use of social infrastructure areas and buildings is important to establish social connections and prevent isolation of social groups and spaces. Schools, lecture halls, exhibition spaces, a theater, a swimming pool, a gymnasium, stadiums and playgrounds in the neighborhood, municipal administration spaces (such as meeting rooms) should become part of the well-being of all neighborhood residents and be open to them in the evening, sometimes even during the day and on weekends.
6Polycentricity and connectivity between attraction points for residents
The principle of territorial development, wherein comfort depends on the provision of all possible amenities and services within walking distance from the place of residence, as well as the possibility of local application of labor. It contributes to the principles of organizing the territory of the City of the Future and filling it with infrastructure.
The example of a polycentric orientation in Russian development is quite obvious — the emergence of New Moscow is positioned precisely as a polycentric response to the challenges of the Russian capital (Kotov et al., 2016). A few years ago, the points of attraction in Moscow were increasingly getting concentrated in the city center, causing a degradation of residential areas and decreasing transport accessibility in the downtown. With the establishment of alternative centers of gravity like the Moscow City and the New Moscow, some experts are hoping for a change in the status quo.
7New mobility and pedestrian priority
This is the principle of 15-minute accessibility of all necessary infrastructure and well-thought-out walking routes. A variety of pedestrian routes and short distances between points of attraction allow residents to walk more without falling behind the rhythm of city life. At the same time, extensive transport network and safe speeds create comfortable conditions for any other form of travel: by bicycle or scooter, by bus, and in the extreme case by car.
The British sociologist John Urry presents the human being as a creature existing within time, and therefore in need of some kind of mobility — cultural, social, etc. Therefore, the city becomes a set of mobilities that are available to the individual in varying degrees. From this perspective, sidewalks become not just infrastructure, but places for social activity (Urry, 2012).
8Closeness to nature and a water-and-vegetation structure
This is what creates an attractive environment to live in, starting from day one. The implementation of “vegetation” infrastructure in the form of a boulevard will ensure the principle of cleaner development from the downtown to the outskirts. Also, in absence of enclosed neighborhood development, the boulevards penetrate residential development, creating a variety of “green” pedestrian routes. The use of the existing water resource in the area will make the residence more attractive and increase the number of recreational scenarios for the locals.
9Responsible environmentalism
The City of the Future creates responsible residents who are aware of their life scenarios (including health and education), their social involvement, and the preservation and multiplication of natural diversity. However, in order for the residents to be able to demonstrate their responsible attitude to nature, the City of the Future must have a full range of social and economic infrastructure with an emphasis on a responsible attitude towards the ecosystems:
- Stationary retail (chain stores, local stores, yard sale stores);
- Mobile retail (market squares, weekend markets, free markets);
- Catering (neighborhood cafes, community restaurants, buffets, open kitchens, food courts);
- Stationary food market;
- Wellness, diagnostic and beauty services;
- Pickup points for marketplaces and neighborhood chats;
- Co-working areas, open workshops and educational spaces (general and thematic);
- Sharing services (exchange, donation, and rental points);
- Construction, repair, household goods;
- Household services and aggregators of household services;
- Mutual Aid Centers (Dobro.Centers, Volunteer Centers Association);
- Separate waste collection centers (food, municipal solid waste, etc.) and so on — as initiatives and projects are implemented in the field of small and medium-sized businesses, social entrepreneurship, social and charitable projects.
Thus, the availability and development of infrastructure becomes the result of the residents’ initiatives and a platform for the implementation of new initiatives, as well as a magnet attracting innovative technological and social elements to the Cities of the Future from other cities and countries.
Many of the proposed principles are already being implemented in newly developed spaces within various neighborhoods and even cities, in Russia and abroad. This sets a new fashion for sustainable development practices of areas that are open to change and provide a variety of scenarios of city living with respect for both nature and the community of residents.
Vladimir Vainer, director, Positive Changes Factory
Ivan Smekalin, analyst, Positive Changes Factory, MA in Sociology student (EHESS, Paris)
References: 1. Su, S., He, S., Sun, C., Zhang, H., Hu, L., & Kang, M. (2021). Do landscape amenities impact private housing rental prices? A hierarchical hedonic modeling approach based on semantic and sentimental analysis of online housing advertisements across five Chinese megacities. Urban Forestry & Urban Greening, 58, 126968. https://doi.org/10.1016/j.ufug.2020.126968. 2. Kotov, E. A., Goncharov, R. V., Novikov, A. V., Nikogosyan, K. S., & Gorodnichev, A. V. (2016). Moscow: A Course Toward Polycentricity. Assessment of the Effects of Urban Development Projects on the Polycentric Development of Moscow. Moscow: Higher School of Economics Publishing House. 3. Urry, J. (2012). Sociology Beyond Societies: Types of Mobility for the 21st Century. Moscow: Higher School of Economics Publishing House, pp. 31–41.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl