Недетские деньги: как устроен бизнес обучения через игру
В кризис родители стараются экономить на всем, кроме расходов на детей и медицины. Поэтому ставка предпринимателей на бум на российском рынке детского досуга вполне объяснима. Forbes изучил истории трех крупных игроков на этом рынке.
Дети с «трудовой»
Первый детский город профессий «Кидбург» для детей был открыт в Санкт-Петербурге в 2011 году. В рамках проекта дети получили игровой опыт по разным специальностям - врач, автомеханик, банкир, моряк и т.д.. «Дети при посещении города получают трудовую книжку, в которой прописаны различные сценарии игр», — рассказывает Максимилиан Пивоваров, гендиректор ГК «Кидбург». У таких городков есть конкретный практический опыт - родители могут оценить склонности ребенка к профессиям в будущем.
Инвестиции в первый «Кидбург» составили 60 млн рублей. В среднем вложения в аналогичные проекты в зависимости от площади и города варьируются от 80 до 140 млн рублей. Учредители «Кидбурга» группа партнеров - Максимилиан Пивоваров, Екатерина Андреевская, Оксана Орлова, Екатерина Пустошная, Алексей Бобров и Виталий Мацнев. «У нас был опыт создания других детских развлекательных центров, — рассказывает Пивоваров. — Новый формат центра мы задумывали как площадку с множеством обучающих мастер-классов». Аналогичные форматы есть за границей, но какой-то конкретный зарубежный проект компания не копировала.
Для развития нужны были деньги. В 2014 году инвестфонд Capman приобрел 40% доли ООО «Кидбург» (сумма сделки не разглашается). Альберто Моранди, партнер инвестфонда Capman объясняет, что в 2014 году они заметили большой потенциал в развитии детских городов профессий в регионах России и решили вложиться. После инвестиций фонда «Кидбург» расширил сеть до 12 проектов — в Москве открыто четыре центра, еще восемь (включая франшизу) открыто в Ярославле, Воронеже, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Вдобавок к России теперь «Кидбург» рассматривает открытие проектов по франшизе в Германии и Латвии. «Кидбург» утверждает, что является крупнейшей в России и второй в мире сетью детских городов профессий. Президент Ассоциации предприятий индустрии товаров и услуг для детей Антонина Цицулина считает, что «Кидбург» безусловный лидер в России по количеству центров, рентабельности и по отработке модели развития в регионах.
Посещаемость «Кидбургов» зависит от проекта, города и сезона. В среднем это около 100 000 — 300 000 посетителей в год, чаще это дети от 4 до 11 лет. Стоимость билетов в Москве — от 765 до 1170 рублей в зависимости от дней недели и формата активности. Бизнес является сезонным, зависит от графика школьного года и каникул. Поэтому персонал в «Кидбурге» делят на две группы — это фултаймеры (полная занятость) и парт-таймеры (гибкий график работы). Всего в сети работает 2000 человек (включая парт-таймеров). В управляющей компании работает 70 человек, в каждом отдельном проекте занято около 15 человек на фултайм и до 70 на парт-тайм.