Кардиналы визажа
Мода в макияже кардинально меняется каждые десять лет, и причинами этого становятся разные обстоятельства. Мakeup-тренды возникают благодаря конкретным персонам, а также техническому прогрессу, изменениям в политике, экономике, искусстве. А порой и просто в силу случая.

1910–e
Если в начале ХХ века лица красили лишь женщины с сомнительной репутацией, то во втором десятилетии – во многом под влиянием знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева и бурно развивающегося кинематографа – общество пересмотрело отношение к макияжу. Яркая внешность кинодив вызывала интерес мужчин и становилась примером для женщин. Из актерских гримерных в дамские сумочки перекочевали карандаши для глаз и бровей, пудра и алая помада, которая на экране казалась черной. Первая мировая война тоже способствовала makeup-раскрепощению слабого пола. Мужчины ушли на фронт, а их рабочие места заняли женщины, получив больше социальной свободы и возможность краситься без оглядки на благоверных. Тогда появились тональный крем, тени, тушь в брусочках и лак для ногтей.
1920–e
«Ревущие» 20-е дали девушкам окончательную свободу: короткие стрижки и юбки, густо подведенные глаза, чарльстон и сигареты в длинных мундштуках. Макияж стал по-настоящему массовым. Модели для подражания – киноактрисы, ведь Голливуд развивался, и фильмы смотрели миллионы женщин, которые копировали образы героинь. В моде были чуть опущенные брови-ниточки и дымчатые глаза, подведенные сурьмой а-ля Клара Боу, которая первой получила определение it-girl, столь популярное сегодня. Губы алели милыми бантиками с четко выраженным «луком купидона». Красили же их прилюдно, как голливудская барышня Мэй Мюррей. Актуальными стали яркие румяна – хвала цветной пленке – и сильно накрашенные ресницы, которые ввел в моду голливудский гример Жорж Вестмор, считавший, что без них лицо просто « голое».

1930–e
Бесшабашные времена закончились 24 октября 1929 года, когда начался кризис. Из-за безработицы девушки вновь стали домохозяйками и зависели от мужчин. Вольную, ярко накрашенную красотку сменила жена со сдержанным макияжем и кротким лицом. Но мода развивалась, ведь головы кружил шик голливудских див, мир потрясали сюрреалистичные модели Эльзы Скиапарелли, а также благодаря Жану Пату возник спортивный стиль, и в повседневную жизнь пришли свитеры, юбки плиссе, теннисные туфли и белые носки, позволившие отказаться от чулок. Журналы, потакая желанию читательниц походить на кумиров, ввели разделы о красоте и рубрику «Повторите образ». Светлые волосы, кроваво-красные губы, удаленные и заново нарисованные брови – признаки нового стиля. Карандашом проводили полукруг на месте уничтоженных бровей, тенями и тушью создавали глаза в стиле Гарбо. Румянами делали щеки впалыми а-ля Марлен, а верхнюю губу красили темнее нижней, как Джоан Крауфорд.

1940–e
Несмотря на тяготы Второй мировой войны, женщины хотели оставаться красивыми. Они трудились наравне с мужчинами, и образ домохозяйки 1930-х утратил актуальность. В моду вошла яркая, «боевая» красота. Макияж стал одним из способов сопротивления фашизму. Гитлер ненавидел накрашенных дам и особенно красную помаду. В Европе красили губы даже женщины, ранее с презрением относившиеся к макияжу. Из-за дефицита помады использовали вино и свекольный сок. В Америке и Англии красные женские губы стали символом патриотизма. У Elizabeth Arden вышла алая помада Victory Red, пророчащая скорую победу, а затем, по заказу правительства, – набор для женщин-морпехов Montezuma Red: красная помада и лак для ногтей. В Британии Черчилль заявил о важности производства губной помады, которая «нужна девушкам так же, как мужчинам табак».