Цифровая реальность: взять под контроль

С каждым днем мы все больше погружаемся в цифровой мир. И, сами того не замечая, проводим в онлайне больше времени, чем в реале. Просмотр прикольных reels, смешных мемов, постов с «вау-эффектом», как воронка, закручивает нас в виртуальное пространство. Предлагаем ненадолго остановиться и провести чекап нашей психики – узнать, как мы меняемся и что будет представлять из себя цифровой человек в будущем.
«Моя 16-летняя дочь застряла в Сети. Целыми днями она скроллит ленту, играет с виртуальными друзьями, а в реал выходит лишь для того, чтобы сходить на занятия в колледж или провести ревизию холодильника. Мы мало общаемся и, по сути, превратились в чужих людей», – признается 38-летняя Анастасия. История типичная для поколения зумеров: многие проводят в Сети по восемь и более часов в день. И это только по будням. На выходных экранное время молодых пользователей достигает 12–14 часов в сутки, рассказывает психолог-исследователь Григорий Спижевой. Мы сами не заметили, как стремительно погрузились в виртуальное пространство. Теперь наши рабочие контакты, дружеские связи, хобби и увлечения – все сосредоточилось в Сети. Превращение в «цифрового человека» изменило наше поведение, способность дружить, любить, сопереживать. Неизменными остались только мозг и психика, доставшиеся нам от древних предков.
Наперегонки с древней обезьяной
«С мозгом «внутренней древней обезьяны» мы влетаем в цифровой мир: смотрим видео или сериалы на скорости х1,5 или даже х2, часами скроллим ленту, совершенно не понимая, что наша психика не способна так быстро адаптироваться. Мы пользуемся древним мозгом, который не рассчитан на переработку такого количества информации. Да еще и на максимальной скорости! Даже когда мы читаем книгу, нам нужно иногда ее отложить, подумать, упорядочить новую информацию», – поясняет Григорий Спижевой. Впрочем, нашему стремлению часами зависать в Сети есть биологическое обоснование – от умения искать новую информацию зависело выживание древнего человека. Кто первым находил добычу, тот и съедал, кто первым замечал хищника – спасался. К тому же наш мозг всегда выбирает более простую задачу – посмотреть фильм вместо чтения книги, поскроллить ленту вместо живой встречи. И важно учитывать, что эти подсказки подсознательного не всегда верные, постоянно анализировать, сколько времени мы проводим в Сети и на что его тратим.
В Сети не удается миновать еще одну ловушку – гонку за быстрым дофамином. «Посмотрели смешное видео, разместили фото, заработали кучу лайков и одобрительных комментариев – получили удовольствие. Мозг запоминает эту точку и стремится к ней вернуться. Эффект дофаминового поощрения в соцсетях непродолжительный. И мы снова и снова возвращаемся в интернет-пространство, чтобы получить гамму положительных эмоций и ощущений. В этом поиске с каждым разом требуется «перерабатывать» все больше контента. А значит, меньше времени остается на общение с близкими в реале», – рассказывает эксперт в области коммуникаций в Сети Ольга Андерсон.