Не выкидывай: как фудшеринг в России помогает кормить бездомных и малоимущих
Распределение продуктов питания с подходящим сроком годности через фудшеринг-сервисы потенциально может обеспечить бесплатной едой порядка 3,6 млн россиян. Однако из-за особенностей законодательства сегодня бизнесу дешевле выкинуть нереализованный товар, чем отдать его на благотворительность. Forbes Life рассказывает, как работает фудшеринг в России и почему это может быть очень выгодно.
Первая модель банка еды появилась еще в 1967 году в США. Ее основателя Джона ван Хенгеля, который на тот момент принял обет бедности и помогал в бесплатной столовой при церкви в Фениксе, натолкнула на эту мысль многодетная женщина.
В мусорных баках супермаркетов она набирала хорошие, но уже выброшенные продукты, чтобы прокормить 10 детей. Так Ван Хенгель осознал, что можно организованно собирать у бизнеса нереализованный товар и создал St. Mary's Food Bank (продовольственный банк святой Марии). Позже Хенгель открыл сеть организаций по оказанию помощи голодающим Feeding America, и затем — Всемирную ассоциацию Global FoodBanking Network, в которую сегодня входят банки еды из 50 стран мира.
Однако термин «фудшеринг» (от английского food и sharing — буквально «деление едой») возник гораздо позже. Первым подобным проектом считается немецкая онлайн-платформа с одноименным названием Foodsharing.de, которая заработала в декабре 2012 года. Сейчас на ней зарегистрировано более 200 000 пользователей из Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских стран.
Само понятие «фудшеринг» подразумевает технологию перераспределения для нуждающихся тех еды и товаров, которые еще годны к употреблению, но уже не могут быть реализованы бизнесом. Компании-производители, общепит, торговые сети, представители сельского хозяйства бесплатно отдают продукты в специализированные организации — банки еды, а они либо раздают их напрямую, либо передают в партнерские НКО, помогающие социально незащищенным слоям населения.
В 2016 году во Франции был принят закон, запрещающий супермаркетам избавляться от нераспроданных продуктов питания, которые годны к употреблению. В связи с этим розничные магазины в обязательном порядке заключают договоры с благотворительными фондами по передаче им оставшейся продукции.
Спасая хорошую еду от попадания на свалку, фудшеринг решает сразу несколько проблем. Во-первых, снижает объем пищевых отходов и тем самым сберегает ресурсы, которые человек потратил на производство пищи. Ведь огромное количество продуктов оказывается на мусорном полигоне. По данным ООН, этот объем в мире — более 1 млрд тонн годных к употреблению продуктов питания ежегодно, что составляет 17% от всего произведенного на планете продовольствия. Объем пищевых отходов в России составляет более 17 млн тонн в год (на сумму 1,6 трлн рублей).
Во-вторых, фудшеринг сокращает вред, наносимый природе: если производится меньше продуктов, то образуется и меньше парниковых газов, разрушающих озоновый слой. В-третьих, формат грамотного распределения качественных продуктов дает возможность малоимущим людям бесплатно получать еду. По данным Росстата, ниже границы бедности живут около 15,3 млн россиян, или 10,5% населения. Зачастую они испытывают трудности с покупкой даже необходимых продуктов питания: еще летом 2021 года 60,4% граждан России признавались, что отдают за продукты примерно половину ежемесячного дохода, а у 16% на питание уходит почти весь заработок. По данным Росстата, продовольственная инфляция в России в январе 2023 года составила 10% в годовом выражении, а в месячном выражении потребительские цены выросли на 0,84%. Средний чек на покупку продуктов в России в магазинах несетевой розницы с января 2022 года по январь 2023 года вырос в среднем на 20%.
Первый российский банк еды
Фудшерингом занимаются различные общественные организации, волонтерские движения, банки продовольствия и онлайн-платформы. Крупнейшая и одновременно первая фудшеринговая организация в России — банк еды «Русь», который был зарегистрирован в 2012 году. Сначала он занимался промышленным фудшерингом: производители прямо со складов отгружали большие партии продуктов. А с 2015 года фонд развивает розничный формат: разные точки общественного питания передают в банк еды нераспроданные продукты с близкими к истечению сроками годности.
«Впервые услышав о фудшеринге и банках еды, я поняла, что можно прекратить напрасное уничтожение продуктов питания. Мы популяризируем рациональное потребление, чтобы снизить количество пищевых отходов на всех уровнях. Мы поддерживаем людей в трудной ситуации и сохраняем чистоту природы, помогаем бизнесу максимально эффективно использовать ресурсы и двигаться к экономике замкнутого цикла. Кроме того, наш фонд развивает культуру товарной благотворительности и волонтерства», — говорит президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова.