Сохрани на память
Что такое гиппокамп и как он работает, почему важно не только помнить, но и забывать и причем здесь танцы, GRAZIA рассказал нейрофизиолог, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин.
Что такое память
Если упрощать, память – это способность сохранять следы событий. Самый древний вид памяти – генетическая, потом возникла иммунологическая (память о вторжении чужеродных клеток и молекул). Самая эволюционно новая – нервная память.
Основное место хранения нашей памяти – кора больших полушарий: сеть нейронов, которая находится на поверхности мозга. Когда ребенок рождается на свет, нейроны стоят на своих местах и первые 3–4 года очень интенсивно выпускают отростки, формируя сеть. Такая сеть потенциально способна образовать миллионы каналов для передачи сигналов в зависимости от условий, в которых будет жить человек.
По сути каждый нейрон можно представить как некий компьютер, который связан с другими «компьютерами» и способен посылать информацию куда угодно. В 3–4 года эта сеть самая сложная по количеству отростков и контактов, но работают они слабо, поскольку полезных сведений записалось пока что мало. И дальше по ходу жизни информация пишется за счет активации контактов между нейронами – синапсов. Если какая-то часть мозга слишком долго не используется, то соответствующие синапсы начинают разрываться и нейросеть упрощается. Первые 30–40 лет жизни это выглядит как оптимизация связей между нейронами: наш мозг исходно рассчитан на жизнь в любых условиях, а каждый контакт требует затраты энергии. В мозге есть вспомогательные клетки (микроглии), которые подходят к нейронам и оценивают, работают синапсы либо нет. Если работают слабо, подает ся сигнал на разрыв. Это прунинг – явление, которое не так давно открыли: из-за лишних контактов возникают шумовые потоки сигналов, которые нам ни к чему. Есть работы, демонстрирующие, что слабый прунинг – предпосылка к развитию аутизма: шум в мозге не позволяет сосредоточиться на вербальных задачах и общении.
После 50–60 лет упрощение нейросети выглядит как деградация: человек хотел освоить иностранный язык или научиться рисовать акварелью, но так и не собрался. Грань между разумным упрощением и потерей способностей очень тонкая. Хорошая новость заключается в том, что даже если контакты распались, но вы начали определенную часть мозга интенсивно загружать информацией, то нейроны способны выращивать новые отростки и формировать контакты – просто это намного тяжелее, чем в юном возрасте. Все хорошо делать вовремя, но если что-то не успел в детстве и юности, то руки опускать не стоит, шанс выучить что-то новое есть всегда.
Кратко- и долговременная
Изначально исследования шли в области долговременной памяти – как раз о ней работы Ивана Петровича Павлова. Но потом стало очевидно, что в первую очередь происходит кратковременная запись информации. Обнаружилось, что этим занимается гиппокамп, небольшая область коры полушарий – всего 3% от ее площади. В то время как неокортекс, новая кора больших полушарий, – 95%. Оставшиеся 2% – обонятельная кора.
В ходе формирования памяти синапс, место контакта между двумя нейронами, начинает работать активнее. Такое состояние сохраняется несколько часов, максимум 1–2 дня, в случае кратковременной памяти (гиппокамп); недели, месяцы, годы – в случае долговременной (новая кора).
Гиппокамп способен обработать небольшой объем новой информации. Можно в качестве примера привести посещение музея: в первый час вы прекрасно воспринимаете информацию, во второй – не очень, а на третий у вас все плывет перед глазами. То есть 1–2 часа интенсивного ввода информации с той скоростью, с которой гиппокамп позволяет ее воспринимать и записывать, – это разумный предел. Эффект переполнения характерный, и все его знают. Если процесс изучения «прослаивать» другой деятельностью, например прогулкой, физической активностью, то усвоить можно заметно больше. Повторю, это касается новой информации. Если человек пришел в уже знакомый музей в десятый или двадцатый раз, такого с ним не произойдет.
Эффект края
Лучше всего запоминаются первые и последние события. Если вы хотите надежно запомнить какой-то материал, то полезнее это делать перед сном. Но важно, чтобы это были не эмоционально значимые события, а относительно спокойная и даже скучная деятельность, например изучение новых иностранных слов в небольшом объеме. Таким образом последняя информация не смешается с другими информационными потоками и, когда ночью начнется перезапись, сохранится с более высокой вероятностью.