Апология Мадонны. Свобода, шок и политика в песнях суперзвезды
«Сноб» продолжает серию текстов, посвященных музыкантам, которые начали свою карьеру десятки лет назад и до сих пор привлекают внимание своим творчеством. Третья история от музыкального обозревателя Дениса Бояринова — о Мадонне.
Мадонна — суперзвезда вот уже 40 лет. Ее рекорды все еще не побиты: она остается мировой чемпионкой среди певиц по продажам музыки и билетов на концерты. Вместе с тем исключительность Мадонны заключается в том, что она была одной из первых поп-див, которая начала упаковывать в обертку танцевального бита и эффектных клипов политический месседж. «Личное — это политическое» — феминистский слоган, в который укладывается творческая концепция Мадонны, выраженная в десятках песен, начиная с первого хита Holiday. Пропагандируя полную свободу в любви и отношениях, она бунтовала против репрессивных догматов консервативного общества и христианской религии. Она методично уничтожала расовые и гендерные барьеры не только в чартах и на телеэкране, но и в собственной постели. Мадонна стала символом протеста против любой дискриминации еще до того, как это стало мейнстримом. Собственно, во многом благодаря Мадонне это им и стало: певица передала палочку в эстафете борьбы за социальную справедливость следующему поколению поп-звезд, от Бейонсе и Леди Гаги до Майли Сайрус и Дуа Липы.
Другой дар Мадонны заключается в искусстве шокировать. Скандалы окружали певицу со времен появления песни Like A Virgin, где усмотрели пропаганду распутства среди несовершеннолетних. За ней последовали откровенная пластинка Erotica; еще более неприличный фотоальбом Sex; одиозный поцелуй с Бритни Спирс; клип American Life, где в руки двойнику Джорджа Буша-младшего, тогдашнего президента США, прилетала граната; вознесение на крест во время шоу тура Confessions on a Dancefloor, из-за которого православные активисты пытались отменить российский концерт дивы в 2006-м; ее спич в поддержку Pussy Riot на московском выступлении в 2012-м и многое-многое другое. С годами страсть к провокациям и проявлениям дерзкого характера превратилась в подобие медиастратегии, которая работает на увеличение капитализации личного бренда артистки. Мадонна по-прежнему придерживается максимы «я нарушаю все правила, кроме мною придуманных», однако с какого-то момента это перестало действовать однозначно в ее пользу.