Она рванула
Что пошло не так во время первого полноценного старта Starship Super Heavy
Первый полет самой мощной ракеты в истории закончился через четыре минуты впечатляющим взрывом. Но и такой итог можно считать успехом. По крайней мере так считает Илон Маск, заявивший, что будет доволен, если ракета не взорвется на старте (видимо, имея в виду аварию советской лунной ракеты Н-1, которая в июле 1969 года полностью разрушила стартовый стол). Теперь SpaceX будет выяснять, что именно пошло не так, что нужно менять и переделывать, а мы попробуем выяснить, что можно понять о причинах взрыва уже сейчас, и есть ли у японского миллиардера Юсаку Маэдзавы шансы полететь на Starship к Луне уже в этом году.
Что с двигателями?
Через секунды с момента старта некоторые из 33 двигателей первой ступени Super Heavy перестали работать. При этом зажигание прошло штатно — если бы какой-то из двигателей не включился, автоматика прервала бы процедуру. Как раз для такой последний проверки двигатели сначала выводятся на половинную тягу и только потом начинают работать в полную силу.
Правильное срабатывание зажигания — само по себе достижение, учитывая, что это две разные системы. 13 центральных «Рапторов» включает бортовая система ракеты, поскольку их приходится запускать и во время старта и во время посадки ступени, а 20 двигателей внешнего контура (Raptor Boost), которые используются только на старте, запускает система зажигания, установленная на стартовом столе.
Почти сразу после того, как ракета оторвалась от стартового стола, инфографика на официальной трансляции показала, что выключились три двигателя Super Heavy, два из которых находились вплотную друг к другу на внешнем контуре (что может говорить об общей причине отказа). Причиной отключения могли быть осколки бетона из-под стартового стола. Во время предыдущих статических прожигов осколки не раз становились причиной поломок.
Но неприятности с движками на этом не кончились: спустя 39 секунд, на высоте 2 километра выключился еще один двигатель внешнего контура. Затем последовал взрыв — либо одного из гидравлических блоков, либо одного из двигателей. На 5 километрах выключился еще один. Параллельно на видео были заметны проблемы с еще одним двигателем в центральном блоке, а потом выключился еще один — после прохождения зоны максимального аэродинамического сопротивления — Max Q.
Скорость набора высоты была ниже ожидаемой, но ракета продолжала лететь, даже потеряв, как минимум, 8 двигателей, а ближе к первому развороту потеряла еще несколько. При этом инфографика на записи в какой-то момент перестала отображать реальное состояние двигателей — данные на ней не менялись, в то время как на видео было видно, как выключались все новые движки.
Вряд ли выключение такого большого числа двигателей рассматривалось как штатная ситуация, но ракета даже без них успешно прошла момент максимального аэродинамического сопротивления, что считалось самой важной задачей всего полета и почти добралась до момента, когда двигатели первой ступени должны были выключиться, а Starship — отделиться от первой ступени.
Отказ гидравлики?
Примерно через полминуты после старта на видео виден взрыв, который можно интерпретировать как взрыв одного из двух блоков гидравлической установки (HPU — hydraulic power unit), которая отвечает за управление вектором тяги 13 центральных двигателей. После потери своего главного органа управления ракета, скорее всего, продолжала корректировать траекторию, меняя тягу оставшихся двигателей. Сам по себе факт, что ракета держала курс еще целую минуту, — большое достижение.
Управление векторами тяги ни разу не тестировалось одновременно на всех двигателях даже во время прожига, только на каждом отдельно на наземных стендах. При этом сразу после отмены пуска 17 апреля на стартовой площадке не только решали проблему с неисправным клапаном, но и с блоком гидравлики, с которого даже сняли защитную обшивку для обслуживания — то есть какие-то сложности с ним были непосредственно перед стартом.