«Мясной» рынок: за что критикуют конкурсы красоты и почему их все равно проводят
Во многих странах женщины имеют возможность получать образование, строить карьеру и зарабатывать деньги, но красота все еще является социальным лифтом. Forbes Woman рассказывает об истории конкурса «Мисс Вселенная» и разбирается, почему смотры женских тел до сих пор проводят по всему миру, несмотря на огромное количество критики и скандалов, связанных с ними.
Медиамагнат Энн Джакапонг Джакраджутатип из Таиланда — новая владелица конкурса «Мисс Вселенная», — приобрела компанию-организатора проекта The Miss Universe Organization за $20 млн в октябре 2022 года.
В своем интервью сразу после покупки конкурса она заявила, что в этой сфере наступила новая эра, ведь раньше конкурсом владели только мужчины: «Отныне конкурсом будут управлять женщины, и им будет владеть транс-женщина, чтобы все женщины по всему миру прославляли силу феминизма».
Однако конкурс «Мисс Вселенная-2023» уже раскритиковали в прессе за то, что он почти не изменился. Газета New York Times писала: «Полуголые молодые женщины до сих пор оцениваются так называемыми экспертами перед многомиллионной аудиторией». И несмотря на то, что организаторы делают вид, что они собрали международный женский форум, чтобы заявить о глобальных проблемах в обществе (связанных с экологией, гендерным равенством, правами меньшинств), все эти женщины присутствуют только для одного — «чтобы служить сексуальной картинкой и создавать рейтинги и просмотры, которые в свою очередь нужны рекламодателям».
Реклама купальников
Конкурсов красоты множество. Одним из самых престижных является «Мисс Вселенная», победительницы которого получают мировую известность, миллионные рекламные контракты и годовую зарплату в $250 000. Обычно участницами этого международного состязания становятся победительницы региональных, а потом и национальных конкурсов красоты.
История возникновения конкурса «Мисс Вселенная» берет свое начало в 1920-х годах прошлого века, когда женщинам в США было предоставлено право голоса. Сначала появился в Атлантик Сити появился конкурс «Мисс Америка», который привлекал туристов. На нем оценивались интеллект, талант, уравновешенность и индивидуальность. Но чем более популярным становился конкурс, тем больше внимания члены жюри стали уделять внешности. В 1949 году были введены новые правила, исключавшие участие в конкурсе замужних и разведенных женщин, тех, кто имел детей или когда-либо делал аборты. Как пишет Los Angeles Times, это в первую очередь был «мясной рынок», на котором сравнивались тела разных девушек. На своем пике, в 1960-х и 1970-х годах, конкурс «Мисс Америка» привлекал более 2/3 телезрителей страны.
Конкурс «Мисс Вселенная» появился только в 1952 году после отказа победительницы конкурса «Мисс Америка» подписать контракт со спонсором. Тогда певица Иоланда Бетбезе, получившая образование в монастыре, сказала, что не согласна в рамках рекламной кампании ездить по стране, демонстрируя купальники бренда Catalina Swimwear.
Бренд, который принадлежал текстильной компании Pacific Knitting Mills, решил устроить собственные конкурсы — локальный «Мисс США» и международный «Мисс Вселенная», — которые с самого начала создавались именно для демонстрации бикини. Впервые по телевидению конкурс был показан в 1955 году. До 1957 года регламент не запрещал участие замужних женщин и женщин с детьми. Но потом «Мисс Вселенная» стал еще и смотром невест.
Собственники организации «Мисс Вселенная» в течение десятилетий менялись. В конце 1960-х право владения перешло к телекомпании CBS. С 1996-го по 2015 год бизнесмен и экс-президент США Дональд Трамп был совладельцем компании «Мисс Вселенная» (которой принадлежали бренды «Мисс Вселенная», «Мисс США» и «Юная мисс США»). Следующая продажа конкурса состоялась после того, как телевизионные партнеры и компания NBC отказались от трансляции «Мисс Вселенная» из-за заявлений Трампа об ужесточении миграционной политики в отношении граждан Латинской Америки. Трамп продал конкурс основателю агентства по организации гастролей знаменитостей Endeavor Talent Agency Ари Эмануэлю. Источник, знакомый с финансовым положением организации, сообщил New York Post, что с 2015 года конкурс ежегодно нес убытки в размере $2 млн. Но в конце 2022 года конкурс выкупила уже упомянутая медиамагнат Энн Джакапонг Джакраджутатип из Таиланда.