Не Канны или Венеция: почему победители Берлинале не добиваются международного успеха
На выходных Берлинале и жюри во главе с американской актрисой Кристен Стюарт раздали своих «медведей». Победителем фестиваля стал французский документальный фильм «На Адаманте» Николя Филибера. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает о главных победителях и о том, что значит решение жюри.
Решение жюри на 73-м Берлинале в этом году было довольно неожиданным и совсем не совпадало с мнением прессы, что, впрочем, обычное дело для фестивалей. Главный приз вручили небольшому, очень непритязательному с точки зрения режиссуры документальному фильму «На Адаманте» от опытного документалиста Николя Филибера. Картина рассказывает о центре помощи людям с психическими расстройствами, который открыт в плавучем здании в Париже. Центр позволяет посетителям возможность выражать себя с помощью различных художественных средств и организует мероприятия, например, кинопросмотры и обсуждения.
Фильм сделан в стиле синема верите (то есть «правдивого кино») и рассказывает о буднях работников и посетителей центра, перемежающимися сериями интервью. 72-летний Филибер начинал на телевидении, в девяностые перешел в кино, его документалку об орангутанге «Ненетт» показывали в программе Берлинале «Форум» в 2010 году и «Дом радио» о буднях одной радиостанции тут же, но в программе «Панораме». На других крупных фестивалях он отмечен не был.
«На Адаманте» поднимает важную тему о значении искусства в процессе социализации, демаргинализации и духовного развития людей с ментальными расстройствами. Через жизнь одного небольшого комьюнити фильм стремится показать, насколько доброта и открытость могут быть продуктивными для всего общества, и заодно поставить под вопрос стереотипы, связанные с ментальными расстройствами. Цель, безусловно, благородная, однако зачастую фильм оценивают по тому, чем он хочет быть, чем по тому, что он есть на самом деле. Кристен Стюарт, вручавшая «Золотого медведя» Филиберу, в своей речи косвенно подтвердила эту мысль: «Когда ты слишком сосредотачиваешься на том, что это за фильм, ты можешь упустить, что делает этот фильм». Другими словами — главное не форма, а содержание.
С этим можно было бы согласиться — например, то же самое сделали в Венеции, когда вручили главный приз несовершенному в техническом плане документальному фильму Лоры Пойтрас «Вся красота и кровопролитие» о фотографе и активистке Нэн Голдин. «На Адаманте» — типичное европейское синема верите, в котором режиссер только наблюдает и никак не вмешивается в процесс. Пару раз четвертую стену ломают непосредственные герои Филибера, но в целом фильм как бы должен говорить сам за себя. Такое ощущение, что француз хотел создать свой «Ex Libris» Фредерика Уайзмана — но это четырехчасовое полотно о жизни нью-йоркской библиотеки не только показывало ее роль в городском комьюнити, оно стало комментарием