Переход на юани
Лучший европеец – это китаец
Вердикт жюри был краток: «Этот автомобиль затмевает европейских конкурентов». Cерьезно? Но так решили сами европейцы, 15 автомобильных репортеров и 74 автовладельца. В декабре 2022 года эти люди, составившие жюри конкурса «Автомобиль года» – его уже больше 30 лет проводит фламандский автомобильный клуб, – три дня гоняли десяток электрических Volkswagen, Renault, Citroen, Nissan и других машин известных мировых марок по трассе Формулы 1 в полусотне километров от Брюсселя. И в итоге признали, что лучший европейский семейный электромобиль 2023 года – китайский. Переднеприводный компактный SUV компании BYD.
BYD расшифровывается как Build Your Dream, «построй свою мечту». Путь самой компании к мечте занял двадцать семь лет. От небольшого производства батареек для мобильников до производителя электромобилей номер один в мире. Машины BYD продаются сегодня в США, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, примериваются к Японии, BYD собирается купить завод Ford в Германии.
На родине автомобили BYD патриотично носят имена древних китайских империй – Цинь, Тан, Хань, Юань. Наш герой, представленный на Парижском автосалоне 2022 года, назывался Yuan Plus. «Плюс» – потому что у BYD уже были модели для внутреннего рынка, Yuan и Yuan Pro. Но для Европы новинку переименовали. Китайские деньги ведь тоже – юани. Получается, каждая покупка Yuan в Европе – это, в сущности, обмен евро на «Юань». Какой удар по единой европейской валюте! Шутки шутками, но кроссовер назвали Atto 3. Что в переводе с итальянского значит «третий акт». В смысле – финал пьесы, победивший герой торжествует, аплодисменты.
Наш-то герой теста прибыл из Китая, по «серой» схеме. Поэтому у него родное имя Yuan Plus, иероглифы на корме и в салоне, нерусифицированная мультимедиа и цена примерно 3 млн рублей за максимальную комплектацию.
Любить дракона
Еще из отчета бельгийского жюри: «Автомобиль премиум-класса по разумной цене». Хм, ну, цена еще, допустим, вполне разумная, но, когда подходишь к Yuan Plus, каким-то уж прямо премиумом не пахнет. Гармоничный, но обычный современный кроссовер С-класса. Чуть меньше 4,5 м в длину. Колесная база – за 2,7 м, но она увеличена у всех электромобилей преимуществами компоновки. А вот багажник подкачал, всего 440 литров – ау, Car of The Year? Для семейного SUV, чтоб за покупками на неделю, маловато будет – или пандемия в Бельгии приучила всех к интернет-шопингу? Да, очень красивый цвет, темно-голубой металлик. Но экстерьер довольно стандартный. Маркетологи BYD убеждают, бубнят свои заклинания вроде «корпоративный стиль Dragon Face 3.0», но нет. Все в машине, как теперь говорят, «по красоте» – как у многих других и китайцев, и некитайцев: зализанный кузов, модная узкая светотехника.