«Супер С-тау фабрика» появится в Сарове
Коллайдер «Супер С-тау фабрика» будет построен не в Новосибирске, на базе Института ядерной физики им. Г. И. Будкера Сибирского отделения РАН (ИЯФ СО РАН), а в Сарове, в Нижегородской области. Коллайдер станет частью Национального центра физики и математики (НЦФМ), инициатором создания которого стал «Росатом». У «Росатома» в Сарове работает одно из ключевых учреждений — Федеральный ядерный центр.
В конце 1950х годов, когда Федеральный ядерный центр был Конструкторским бюро №11, а Саров был закрытым городом Арзамасом-16, там работал выдающийся математик Михаил Лаврентьев. Именно после Арзамаса-16 Лаврентьев был направлен в Новосибирск — создавать Академгородок и Сибирское отделение Академии наук.
Академгородок и СО были нужны, чтобы расширить географию советской науки, децентрализовать ее, подтолкнуть научно-технологическое развитие Сибири. В СО влились эвакуированные за Урал во время войны научные учреждения.
Почему теперь экспериментальная установка совершает обратный путь, сказал «Ъ-Науке» директор ИЯФ им. Г. И. Будкера СО РАН, академик Павел Логачев.
Новая физика
«Супер С-тау фабрика» — ускорительный комплекс, предназначенный для проведения экспериментов со встречными электрон-позитронными пучками с энергией от 2 до 5 ГэВ с беспрецедентной светимостью, на два порядка превышающей достигнутую сегодня в мире в этом диапазоне энергии. Концепция нового коллайдера базируется на новом методе повышения светимости — Crab Waist, предложенном и разработанном специалистами INFN (Национальный институт ядерной физики, Италия) и ИЯФ СО РАН.
«Супер С-тау фабрика» необходима для поиска «новой физики» в редких или запрещенных Стандартной моделью распадах очарованных частиц и тау-лептона. Похожие задачи решаются с помощью крупнейших современных экспериментов в области физики элементарных частиц, прежде всего — эксперимента Belle II на коллайдере SuperKEKB в лаборатории КЕК (Исследовательская организация ускорителей высокой энергии, Япония) и эксперимента LHCb на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе (Швейцария).
В 2011 году проект был рассмотрен и одобрен на заседании Европейского комитета по будущим ускорителям (ECFA). В 2012–2013 годах международные экспертизы проекта дали ему высокую оценку. Поддержку выразили известные ученые с мировыми именами, бывшие или настоящие руководители крупнейших лабораторий мира — Ацуто Судзуки (директор KEK) и Рольф-Дитер Хойер (гендиректор ЦЕРНа в 2009–2015 годах), нобелевские лауреаты Мартин Льюис Перл (первооткрыватель тау-лептона) и Барри Кларк Бэриш. Меморандумы о намерении участвовать в проекте «Супер С-тау фабрики» подписаны с международными (ЦЕРН, Объединенный институт ядерных исследований) и зарубежными организациями (KEK, Национальная лаборатория в Фраскати, пекинский Институт физики высоких энергий, британский Институт ускорителей им. Джона Адамса). Интерес к участию в экспериментах на «Супер С-тау фабрике» выразили около двух десятков зарубежных и российских организаций.
В 2011 году «Супер С-тау фабрика» вошла в число шести проектов класса MegaScience, отобранных правительственной комиссией для реализации в России. В июне 2016 года проект включен в утвержденный правительством План реализации Стратегии научно-технологического развития России. В августе 2017 года между Минобрнауки России и ИЯФ СО РАН подписано соглашение о работах по созданию научно-технического задела для реализации этого проекта.
Сибирь — родина коллайдеров
История создания первых коллайдеров началась в Институте ядерной физики (ИЯФ) СО РАН еще в советские времена. Эксперты в области физики элементарных частиц были впечатлены фантастическими предложениями Герша Будкера построить коллайдер, в котором бы реализовывался метод встречных пучков, но сочли эти планы абсолютно нереальными. Тем не менее они были реализованы, причем почти одновременно сразу в двух институтах мира — в Стэнфорде (США) и в ИЯФе (СССР). Первый советский коллайдер был электрон-электронным и представлял собой два вертикальных кольца небольшого диаметра — сейчас они украшают коридор ИЯФа.