Относиться к человечеству как к цели, а не как к средству
22 апреля исполнилось 300 лет со дня рождения Иммануила Канта (1724–1804). В честь этого грандиозного события в Калининграде — на земле, где родился, жил и умер великий философ,— пройдет Международный Кантовский конгресс. Он станет крупнейшим в череде юбилейных мероприятий, организованных в России в соответствии с указом президента от 20.05.2021 №300 «О праздновании 300-летия со дня рождения Иммануила Канта».
Три периода Канта
Для России фигура Иммануила Канта особенно важна потому, что четыре с половиной года, с 1758 по 1762 год, он был подданным Российской империи. Войска Елизаветы Петровны вошли в Кёнигсберг в 1758 году, в том же году Кант отправил императрице письмо с просьбой назначить его на должность ординарного профессора Кенигсбергской академии. Просьба не была удовлетворена, Кант станет ординарным профессором логики и метафизики только в 1770 году.
Тогда же окончится докритический период его творчества.
Историки философии выделяют три периода в философском развитии Канта: докритический (до 1770), «десятилетие молчания» (1771–1780) и критический период (с 1781). Эта периодизация во многом связана со знаменитым суждением самого Канта из «Пролегомен» о том, что Юм пробудил его от догматического сна — по всей видимости, это пробуждение произойдет в начале «десятилетия молчания» между 1771 и 1772 годами и будет связано с отысканием «скептического метода» трансцендентальной философии. Однако между докритическим и критическим периодом философии Канта нет строгого противоречия. Уже в докритический период Кант размышляет над основными проблемами метафизики, которым посвятит свой главный труд «Критику чистого разума», поэтому было бы опрометчиво называть докритический период догматическим.
Когда М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» заявляет, что Кант «начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство», он имеет в виду докритическую работу Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» 1763 года. Однако в ней Кант не разрушает пять доказательств, равным образом он не конструирует собственное шестое. Анализируя проблему доказательства бытия Бога, Кант приходит к осторожному выводу, что бытие Бога либо вообще невозможно доказать с логической строгостью, либо это доказательство должно быть онтологическим. Итогом работы оказывается следующий вывод Канта:
«Безусловно необходимо убедиться в бытии Бога, но вовсе не необходимо в такой же мере доказывать это».
Критике необоснованных доказательств, конструируемых спекулятивным разумом, был посвящен и центральный трактат докритического периода — «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики», изданный Кантом анонимно в 1766 году. В нем Кант пытается доказать безосновательность идеалистического учения шведского мистика Сведенборга о возможности общения с духами. Хотя зачастую эта работа воспринимается как насмешка над мистицизмом, позиция Канта, выраженная в трактате, оказывается гораздо более тонкой. В одном из писем Кант указывает, что не оспаривает саму возможность грез Сведенборга, скорее он хочет продемонстрировать, как далеко и беспрепятственно можно продвигаться в философских измышлениях, где данные отсутствуют. В трактате проводится параллель между идеями Сведенборга и взглядами приверженцев спекулятивной метафизики Вольфа, популярной в то время в Пруссии. Если духовидцы — это сновидцы чувств, грезящие в области ощущений, то метафизики — это сновидцы ума, грезящие в области разума. Можно заключить, что настоящей мишенью Канта оказывается не сам Сведенборг, а идеалистическая метафизика, основанная на игре воображения.
«Критика чистого разума»
В 1770 году Кант получает долгожданную должность ординарного профессора логики и метафизики. Прежде чем вступить в нее, Канту нужно было публично защитить инаугурационную диссертацию. Этот во многом случайный текст, составленный специально для новой должности, Кант будет считать истинным началом своей «критической философии». В нем Кант указывает на проблему метода метафизики: она смешивает рассудочные и чувственные понятия. Принципы чувственного познания выходят за свои пределы и касаются деятельности рассудка — на этой ошибке основаны заблуждения метафизики. Итак, Кант замыслил в своей диссертации грандиозный проект по реформации спекулятивной метафизики.