Metaverse — хайп или реальность?
Социальные медиа, многопользовательские игры, облачные сервисы — вот среда обитания современного «цифрового поколения». Все это явления будущей метавселенной, потихоньку становящейся реальностью благодаря инновационным компаниям, многие из которых — резиденты фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).
«Метавселенная (англ. Metaverse) — это, по определению Мэттью Болла, виртуальный мир, где люди могут массово и синхронно взаимодействовать между собой, а также с цифровыми и реальными объ ектами как через традиционные „пло ские“, так и через иммерсивные (ARVR) интерфейсы, с эффектом персонального присутствия и идентичности (аватары) в этом мире,— рассказывает директор направления ARVR фонда „Сколково“ Алексей Каленчук.— Полностью она пока не достроена, хотя многие корпорации утверждают, что создали какую-то часть Metaverse и вот-вот сделают полную вер сию. Разработчики игр говорят, что метавселенная — это они, потому что люди проводят все больше времени в мире игр. Владельцы крупных экосистем, таких как Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), недавно переименованный в Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), уверяют, что именно их решения — это метавселенная, потому что они уже практически полностью оцифровали общение, а их устройств вир туальной реальности продано 10 млн штук. Есть еще компания Nvidia с инструментом Nvidia Omniverse, Microsoft и многие другие. В перспективе одной метавселенной дело не ограничится, мир Metaverse будет таким же разнообразным, как современный интернет. По сути, Metaverse — это и есть мобильный интернет следующей версии».
Чего пока не хватает метавселенной, чтобы она окончательно сформировалась и стала доступной всем?
Во-первых, объясняет Алексей Каленчук, устройств, которые позволяли бы вос принимать пространственный контент. Речь про полноценные интерфейсы дополненной реальности, но с ними пока есть технологические проблемы. А вот VR-шлемы — уже зрелый технологический продукт. В России их разрабатывает в том числе сколковская компания DEUS VR, создавшая VR-шлем Odin Pre с лазерной системой трекинга Horus Pre.
Во-вторых, технологий, относящихся к Data Science: машинное обучение, искусственный интеллект, в том числе компьютерное зрение, распознавание и генерация голоса, генерация объектов и пространств, рассказывает Алексей Каленчук.