Ветер в голове
Если у подростка проблемы в школе, хорошо бы знать, что у него происходит в голове. Спойлер – это похоже на ядерный взрыв, но помочь можно.
Сложный квест
Подростки – почитайте любые форумы – убеждены, что взрослые их абсолютно не понимают. Отчасти это правда. Все мы были такими, но подробностей часто не помним. Откуда что берётся, почему ещё вчера милый ребёнок сегодня творит и говорит дичь, совершенно перестал заниматься? А ведь впереди экзамены, на самотёк дела не пустишь, иначе что – лопата, метла, карьера дворника?
Обычно считается, всё дело в половых гормонах, которые тянут одеяло на себя и временами напрочь отключают голову. Однако половым созреванием дело не ограничивается – в мозге подростка происходят огромные изменения. И когда они закончатся, это будет другой человек – более рациональный, ответственный, готовый к самостоятельной жизни.
Потому что как бы сейчас он ни рвался на свободу, до полной автономности далеко. Мозг уже не детский, но и не взрослый. Его размеры чуть-чуть меньше размера взрослого, а настройки отдельных центров закончены на 90%. Но впереди ещё много интересного и важного.
Разрушить и укрепить
В мозге отдельно взятого подростка происходят эпохальные события, гибнут одни миры и превозносятся другие. Это мы сейчас про синапсы, или связи между нейронами. Количество синапсов неуклонно увеличивается от рождения до начала пубертата, то есть до 9–11 лет. Это даёт мозгу огромные возможности для развития. А вот потом начинается колоссальная работа по устранению ненужных контактов и укреплению оставшихся. Опыты на макаках показывают, что у них исчезает до 30 тысяч синапсов в секунду! У человека за несколько лет взросления объём серого вещества – а это тела нейронов, дендриты, глиальные клетки – уменьшается на 5–10%. Объём белого вещества (заведует передачей информации из одной зоны мозга в другую), напротив, увеличивается. В сумме эти изменения повышают функциональность мозга, делают его более специализированным и работоспособным.
Кроме того, за подростковые годы практически дозревает лобная кора. Именно она отвечает за исполнительные функции, то есть рабочую память, контроль внимания и эмоций, планирование, умение переключаться между задачами. Тут нужно учитывать, что разные зоны мозга развиваются неравномерно, человек может опережать или отставать от сверстников. Но рано или поздно повзрослеет каждый.
Риск и дофамин
Но всё это будет потом. Сейчас перед нами человек, у которого по несколько раз в день меняется настроение – иногда это словно разные личности. Он учится распознавать эмоции свои и чужие, мыслить абстрактно, смотреть на себя глазами других людей. Много и неоправданно рискует. Вытаскивая своё чадо с очередной «заброшки», родители думают: зачем он это делает? А чадо гоняется за дофамином.