20 лучших экранизаций Стивена Кинга
В прокат вышел фильм "Доктор Сон" по одноименной книге Стивена Кинга — продолжение культового "Сияния" с повзрослевшим Дэнни Торренсом (в фильме его играет Юэн Макгрегор), который теперь спасает других "сияющих" детей от кровожадных вампиров. По случаю премьеры кинокритик Егор Москвитин выбрал 20 лучших экранизаций Кинга. Угадайте, какое место в рейтинге занял свежий "Доктор Сон".
В прокате фильм “Доктор Сон” — не столько самостоятельное произведение, сколько попытка найти компромисс между двумя концепциями ужаса — от Стивена Кинга и Стэнли Кубрика. Дело в том, что “Доктор Сон” 2013 года — литературный сиквел “Сияния”, в котором повзрослевший Дэнни Торренс становится на защиту других “сияющих” детей от кровожадных вампиров, питающихся чужим даром. Но “Доктор Сон” 2019 года — экранизация, которая при всем желании не может отрицать визуальные решения и образы из “Сияния” Стэнли Кубрика. Которое Стивен Кинг до сих пор ненавидит, утверждая, что режиссер не понял семейную драму в основе его романа и упростил внутренние конфликты героев. Кубрик жаждал выпустить на экраны зло абсолютно иррациональное и потому непобедимое; Кингу же важно было оставить Джеку Торренсу шанс на искупление — шанс закрыть, заколотить и попросту сжечь свой собственный внутренний “Оверлук”. В книге герой заселялся в отель, будучи сломленным, слабым и запутавшимся, но все же порядочным человеком; Джек Николсон же, по мнению Кинга, как вошел в кадр психопатом, так им и вышел.
Зато у Кубрика получилось превратить “Оверлук” в настоящее царство Аида. Со стенами, расписанными ужасами и страданиями. С обоями из человеческой кожи, наспех посаженными на эти стены кровью, чтобы поменьше пугать постояльцев. И с перепадами температур от адского пламени в котельной до вечной мерзлоты за окном. Все это звучит глупо — но только потому, что ужас, созданный Кубриком, и не объяснить словами. Дело ведь не только в геометрии кадра, низко посаженных глазах оператора, дрожащей тишине и зловещем саундтреке. Дело в чем-то еще.
Так вот: постановщик “Доктора Сна” Майк Флэнеган в этом конфликте мастеров ужаса как будто бы решил сохранить швейцарский нейтралитет: холодной непостижимости Кубрика в его фильме нет, фундаментального психологизма Кинга — тоже. Зато есть всего понемногу: картина получилась довольно страшной, очень выразительной и для 135 минут хронометража вполне динамичной. Обворожительная Ребекка Фергюсон, коренной американец Зан Маккларнон из “Фарго” и голландец Карел Стрёйкен (тот самый великан из “Твин Пикса”) по-настоящему пугают в ролях цыганствующих вампиров — древнего клана, скитающегося по Америке в поисках “пара”, выходящего из растерзанных ими детей. Все сцены с детьми страшны до дрожи в коленках. Самая первая расправа напоминает о коротком рассказе Кинга про дьявола с желтыми глазами; в другой роль жертвы играет маленький гений Джейкоб Тремблей — тот самый, из “Комнаты” и “Чуда”. Юэну Макгрегору работать в “Докторе Сне” непросто, потому что сценарий оставил настоящую драму Дэнни Торренса — человека, сломленного не только даром, но и долгом, — в книге. Но он все равно берет свое в финале, который радикально отличается от литературного, — и заставляет прильнуть к экранам даже тех, кто к середине фильма уже решил, что “книга лучше”. “Доктор Сон” не удовлетворит ни фанатов Кинга, ни фанатов Кубрика — но кроме этих людей на свете существуют и другие зрители. И вот им здесь будет страшно и интересно.
А для поклонников писателя мы собрали еще 20 его экранизаций, взяв на себя смелость назвать их лучшими. Телеадаптации в список не вошли — их стало так много и некоторые из них настолько хороши, что им стоит посвятить отдельный рейтинг. Только дайте нам повод.
Ах да, а “Доктор Сон” в этом рейтинге пусть будет двадцать первым.
20“1922” (вышел в 2017 году)
Фундамент почти любого романа Кинга — семья (в этом писатель по иронии судьбы похож на Уолта Диснея), и фильм Netflix «1922» — леденящая душу иллюстрация того, как может обвалиться этот фундамент и как может прогнить отдельно взятый дом. Начало ХХ века, ранчо, мать, сын, отец, ненависть, нужда, преступление — и безумие в качестве наказания. Можно смотреть вместе с “Еленой” и “Нелюбовью”.