Тропическая гостья в Москве-реке
Когда-то давно, в экспедиции на Южном Урале, профессор-геолог Аркадий Вениаминович Тевелев говорил мне о том, как важно ходить пешком, ведь только так можно найти что-то действительно ценное. Тому, кто едет на машине, даже на небольшой скорости, самого примечательного природа не откроет. И мы ходили по степям, под палящим солнцем, по тридцать километров... Привычка много ходить и наблюдать природу со мной навсегда, это часть профессии геоботаника…
Десятого сентября 2021 года я шла по знакомому московскому маршруту на семинар. Ясное сентябрьское утро, лёгкая осенняя прохлада. Свернула с проспекта Андропова на Нагатинскую набережную, и мне открылся привычный вид на Москва-реку: чёрный заборчик справа, за ним — полупрозрачная водная гладь, вдалеке новостройки. Иду, вижу: что-то желтеет на воде. Наверняка, кубышки! И всё же подойду-ка поближе — подумала я и чуть склонилась над водой. Да, кубышки. А рядом… Едва переведя взгляд, я ахнула: рядом была эйхорния! Та самая, которую показывают в тропической оранжерее Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» на экскурсиях! Которую мы рассматривали со слабовидящими и незрячими детьми в большом чане в сенсорном саду!
Да, на воде покачивается чудо природы эйхорния! Ярко-зелёные, блестящие, гладкие листья со вздутыми черешками собраны в розетки, воздушные полости в тканях этих «поплавков» удерживают растение на поверхности воды.
Иду дальше. Снова небольшие плавучие островки из кубышек, рдестов, ряски, стрелолиста, и эйхорния — среди них, отдельными вкраплениями. Чем ближе к плавному повороту Нагатинской набережной в сторону Новоданиловской, тем спокойнее водная гладь, а пятен эйхорнии вдоль стены набережной всё больше и больше, и сами пятна всё крупнее по площади. Теперь это уже почти чистые заросли, окружённые листьями кубышек и кувшинок. На тихой воде прекрасно разрастается и ряска — можно наблюдать почти чистые ковры.
Вот пятно рдеста, и эйхорния стремительно «окружает» его. И здесь, около поворота набережной, заросли эйхорнии самые большие: размер их примерно 5 на 10 или даже 7 на 12 метров, с неровными контурами. А какие мощные экземпляры! Как хорошо развиты! Моему удивлению не было предела. Мне нужно было спешить, но я снова и снова нацеливала фотоаппарат…
Возвращалась с семинара я той же дорогой во второй половине дня. Вышло солнце, и стали заметны беловатые цветы кувшинок, но их было совсем немного. Оживились и утки, они плавали по окраинкам зарослей с эйхорнией, чуть «заходя» внутрь плавучих ковров. Множество вопросов обдумывала я по дороге домой. Откуда появилась тропическая гостья на Москве-реке? Почему так необычайно активно разрослась? Что будет с ней дальше? Как это явление повлияет на жизнь в реке? Эти вопросы я обсудила с моим постоянным соавтором, экологом Григорием Станиславовичем Ерёмкиным. И вот к каким предварительным выводам мы пришли.
Одна из явных причин ускоренного вегетативного размножения эйхорнии — аномально жаркое лето 2021 года. Однако из-за низкой холодоустойчивости уже в конце сентября — начале октября её листья будут увядать, и растения погибнут…
Эйхорния интенсивно разрастается и покрывает сплошным слоем стоячие водоёмы, но на быстром течении она всё же не способна затянуть собою всё русло. Вероятна конкуренция между нею и другими водными растениями — кубышками, рдестами. При этом в условиях высоких температур соревнование она, скорее всего, выигрывает. Но поскольку для её развития требуется время, в умеренных широтах «ковёр» из эйхорнии формируется только к концу лета или даже осенью, поэтому полностью вытеснить местные, более холодостойкие, растения она не сможет…