Как, куда и ради чего ехали путешественники в первой трети XX века

Популярная механикаИстория

Дирижабли, визы и рулетка: как и зачем путешествовали в первой половине XX века

Такой отдых уже очень похож на современный, если не считать небольших нюансов. Мы решили разобраться, как, куда и ради чего ехали путешественники в первой трети XX века.

«Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может!», — призывал Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника». По-настоящему его советом читатели смогли воспользоваться только в начале XX века. Это была эпоха новых скоростей и время зарождения туризма, который отличался от прежних путешествий тем, что выезжающие точно знали, куда едут, что увидят и когда вернутся.

Транспорт: общество циклистов, броневики и рояль в воздухе

Виток технической революции привёл к тому, что транспорт стал дешевле и быстрее, а значит поездки участились. Свою роль в развитии туризма сыграли не только железные дороги и пароходы. Скромным двигателем прогресса стал велосипед. В отличие от лошади, которую надо было кормить, поить и устраивать на постой, он оказался более неприхотливым, а главное — безэмоциональным спутником: никаких произвольных «пируэтов», испугов и желания унести всадника «в закат». Правда, первые велосипеды были ужасно дорогими, весили 30 килограмм и получили прозвище «костотрясов», но в XX веке эта проблема была решена. Уже в 90-е годы XIX столетия появились образцы из алюминия, а на колёса начали ставили каучуковые шины.

Пешеходы и всадники велосипедистов, или, как их ешё называли, «циклистов», недолюбливали, так что последним много лет приходилось выслушать в свой адрес различные оскорбления.

«Недружелюбное поведение толпы, эпитеты типа «идиот» и «сатана», которыми они нас одаривают, — это ещё не самое страшное. Гораздо хуже господствующее среди интеллигенции предубеждение, будто наш вид спорта не подходит для людей солидного возраста и звания», — писал в своем докладе неизвестный член Варшавского общества циклистов. О том, что спорт подходит всем без исключения, свидетельствуют примеры Генрика Сенкевича, вступившего в общество в 1896 году, и Льва Толстого, оседлавшего велосипед в 67 лет.

554206252b2d13964be863aaae9f69b9.jpg
Лев и Софья Толстые

Фанаты велопрогулок объединялись в клубы по интересам, чтобы организовывать поездки, иногда занимавшие несколько недель. У фанатов этого транспорта был даже свой особый этикет.

Из доклада Варшавского общества циклистов:

Каждый пекущийся о благе спорта велосипедист, отправляясь в дорогу, должен помнить, что она не предназначена исключительно для него, и вести себя должен так, чтобы ни у кого не было повода на него жаловаться. <...> А если он увидит издалека, что лошади начинают пугаться, то ему следует сойти с велосипеда и по возможности скрыть его от их глаз. <...> В этом случае хорошо сказать лошадям что-нибудь такое, что их успокоит.

На основе одного такого клуба возникло Российское общество туристов (РОТ), после революции ставшее главным туристическим органом страны. Велосипедисты много сделали не только для создания комьюнити путешественников, но и для улучшения дорог, подавая прошения и собирая деньги на постройку новых. Более того, популярность двухколесного транспорта подготовила почву для развития автомобильной и авиационной индустрии: техники металлообработки, обточка мелких деталей и прочие важные вещи отрабатывались сначала на велосипедах.

5fe950e6fa145e585564dde5abc8ebeb.jpg
Велосипеды, XX век

Первая мировая война во многом спровоцировала развитие автомобилестроения. Транспорт на колесах был более манёвренным, чем гусеничный, быстрым и менее устрашающим внешне, что позволяло использовать машины в мирных целях. Конструкторы бились над усилением бронированного корпуса, чтобы обезопасить водителей и пассажиров. Однако и такие показатели как скорость, расход топлива и проходимость тоже не оставались без внимания. Так что в конце войны моноприводные авто превратились в полноприводные удобные машины. Более того, многие компании во время Первой мировой неплохо заработали на производстве «броневиков». Это позволило им развивать автомобильный бизнес и дальше. Одной из таких фирм стала Rolls-Royce, чьи бронированные машины, созданные на базе легендарного Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost были актуальны даже в начале Второй мировой. В межвоенный период многие разработки использовались в мирных целях. Первое кругосветное путешествие на авто состоялось в

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ

Вспоминаем советское кино с самыми впечатляющими декорациями

Культура.РФ
Разоблачая мифы Разоблачая мифы

Существует четыре устойчивых заблуждения, связанных с Ванзейской конференцией

Дилетант
Археологи раскопали три средневековых поселения под Муромом и Владимиром Археологи раскопали три средневековых поселения под Муромом и Владимиром

Ученым удалось обнаружить некрополи под Муромом и Владимиром

N+1
Лети-лети, лепесток: глава книги  Лети-лети, лепесток: глава книги

Книга Эми Стюарт о бизнесе торговли цветами

Esquire
Какие ваши годы Какие ваши годы

Какие факторы определяют отношение к возрасту

Grazia
Нас везут к злой колдунье: история мальчика, тайно жившего в Бухенвальде Нас везут к злой колдунье: история мальчика, тайно жившего в Бухенвальде

История самого юного узника концлагеря

Cosmopolitan
План спасения: тренируем мышцы тазового дна План спасения: тренируем мышцы тазового дна

Врачи все чаще рекомендуют тренировать мышцы тазового дна

Домашний Очаг
Магазин на диване Магазин на диване

Как нас заставляют тратить больше, чем мы собирались, и как этого избежать?

Psychologies
Распознать любой ценой: как искусственный интеллект научился понимать арабский язык Распознать любой ценой: как искусственный интеллект научился понимать арабский язык

Кажется, что у ИИ с лингвистикой не должно возникнуть проблем. Но так ли это?

Популярная механика
Светлана Миронюк — Forbes: «Из медиа уходит влияние, как воздух из воздушного шарика» Светлана Миронюк — Forbes: «Из медиа уходит влияние, как воздух из воздушного шарика»

Есть ли у журналистики будущее? Настанет ли гендерное равенство в бизнесе?

Forbes
Скрытые сокровища Netflix: сериалы, которые ты могла пропустить (а зря!) Скрытые сокровища Netflix: сериалы, которые ты могла пропустить (а зря!)

Есть сериалы, которые у всех на слуху, а есть те, о которых почти никто не знает

Cosmopolitan
Почему одиноки дочери «безумных» матерей Почему одиноки дочери «безумных» матерей

Иногда причина одиночества женщины — мать с пограничным расстройством личности

Psychologies
Проходят по возрасту Проходят по возрасту

Мода полна противоречий

Grazia
Природа искусства. Хизер Роуз: Музей современной любви Природа искусства. Хизер Роуз: Музей современной любви

Отрывок из книги Хизер Роуз "Музей современной любви" о познании себя

СНОБ
6 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях 6 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

К сожалению, страшные истории случаются не только в фильмах

Playboy
Преодоление реальности Преодоление реальности

«Декларируется банальная идея, что мир абсурден». К 80-летию Сергея Довлатова

Наука
«Отец не перестает меня удивлять» «Отец не перестает меня удивлять»

Федор Бондарчук о документальном фильме про Сергея Бондарчука

Weekend
Удивительные технологии заточки ножей Удивительные технологии заточки ножей

Как бы аккуратно вы ни пользовались ножом, он неизбежно затупится

Популярная механика
Космические пришельцы Космические пришельцы

С далёких планет и комет к нам постоянно прилетают вестники их существования

Наука и жизнь
Подвиг офицера, который пожертвовал собой, чтобы спасти заложников во время «Норд-Оста» Подвиг офицера, который пожертвовал собой, чтобы спасти заложников во время «Норд-Оста»

Офицер предложил террористам себя в обмен на заложников в «Норд-Осте»

Maxim
Школа автотуризма. Проблемы самоидентификации Школа автотуризма. Проблемы самоидентификации

На какие группы можно разделить автопутешественников

4x4 Club
Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов

Исповедь Pranksy, NFT-коллекционера, чей точный возраст неизвестен

Esquire
Двойная жизнь АТФ: и «батарейка», и нейромедиатор Двойная жизнь АТФ: и «батарейка», и нейромедиатор

Каким образом клеточное «топливо» становится нейромедиатором?

Наука и жизнь
Вечное возвращение Вечное возвращение

Соцсети не просто владеют нашим настоящим, они распоряжаются нашим прошлым

GQ
Не верь глазам своим. Автомобили, которые прикидываются другими брендами Не верь глазам своим. Автомобили, которые прикидываются другими брендами

Иногда автомобили, как совы, оказываются вовсе не тем, чем кажутся

Maxim
Золотая лихорадка Золотая лихорадка

Что такое моделинг в Китае

Vogue
Зачем я лайкаю себя Зачем я лайкаю себя

Мы поощряем собственный нарциссизм?

Psychologies
Как мужчины борются со стереотипами в моде: 10 удачных примеров Как мужчины борются со стереотипами в моде: 10 удачных примеров

Как изменилась мужская мода за последнее время

РБК
Что стало с одеждой принцессы Дианы после ее смерти и другие тайны ее гардероба Что стало с одеждой принцессы Дианы после ее смерти и другие тайны ее гардероба

Зачем одежду леди Ди сожгли после автокатастрофы, как она носила старые вещи?

Cosmopolitan
Открыть в приложении