Дирижабли, визы и рулетка: как и зачем путешествовали в первой половине XX века
Такой отдых уже очень похож на современный, если не считать небольших нюансов. Мы решили разобраться, как, куда и ради чего ехали путешественники в первой трети XX века.
«Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может!», — призывал Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника». По-настоящему его советом читатели смогли воспользоваться только в начале XX века. Это была эпоха новых скоростей и время зарождения туризма, который отличался от прежних путешествий тем, что выезжающие точно знали, куда едут, что увидят и когда вернутся.
Транспорт: общество циклистов, броневики и рояль в воздухе
Виток технической революции привёл к тому, что транспорт стал дешевле и быстрее, а значит поездки участились. Свою роль в развитии туризма сыграли не только железные дороги и пароходы. Скромным двигателем прогресса стал велосипед. В отличие от лошади, которую надо было кормить, поить и устраивать на постой, он оказался более неприхотливым, а главное — безэмоциональным спутником: никаких произвольных «пируэтов», испугов и желания унести всадника «в закат». Правда, первые велосипеды были ужасно дорогими, весили 30 килограмм и получили прозвище «костотрясов», но в XX веке эта проблема была решена. Уже в 90-е годы XIX столетия появились образцы из алюминия, а на колёса начали ставили каучуковые шины.
Пешеходы и всадники велосипедистов, или, как их ешё называли, «циклистов», недолюбливали, так что последним много лет приходилось выслушать в свой адрес различные оскорбления.
«Недружелюбное поведение толпы, эпитеты типа «идиот» и «сатана», которыми они нас одаривают, — это ещё не самое страшное. Гораздо хуже господствующее среди интеллигенции предубеждение, будто наш вид спорта не подходит для людей солидного возраста и звания», — писал в своем докладе неизвестный член Варшавского общества циклистов. О том, что спорт подходит всем без исключения, свидетельствуют примеры Генрика Сенкевича, вступившего в общество в 1896 году, и Льва Толстого, оседлавшего велосипед в 67 лет.
Фанаты велопрогулок объединялись в клубы по интересам, чтобы организовывать поездки, иногда занимавшие несколько недель. У фанатов этого транспорта был даже свой особый этикет.
Из доклада Варшавского общества циклистов:
Каждый пекущийся о благе спорта велосипедист, отправляясь в дорогу, должен помнить, что она не предназначена исключительно для него, и вести себя должен так, чтобы ни у кого не было повода на него жаловаться. <...> А если он увидит издалека, что лошади начинают пугаться, то ему следует сойти с велосипеда и по возможности скрыть его от их глаз. <...> В этом случае хорошо сказать лошадям что-нибудь такое, что их успокоит.
На основе одного такого клуба возникло Российское общество туристов (РОТ), после революции ставшее главным туристическим органом страны. Велосипедисты много сделали не только для создания комьюнити путешественников, но и для улучшения дорог, подавая прошения и собирая деньги на постройку новых. Более того, популярность двухколесного транспорта подготовила почву для развития автомобильной и авиационной индустрии: техники металлообработки, обточка мелких деталей и прочие важные вещи отрабатывались сначала на велосипедах.
Первая мировая война во многом спровоцировала развитие автомобилестроения. Транспорт на колесах был более манёвренным, чем гусеничный, быстрым и менее устрашающим внешне, что позволяло использовать машины в мирных целях. Конструкторы бились над усилением бронированного корпуса, чтобы обезопасить водителей и пассажиров. Однако и такие показатели как скорость, расход топлива и проходимость тоже не оставались без внимания. Так что в конце войны моноприводные авто превратились в полноприводные удобные машины. Более того, многие компании во время Первой мировой неплохо заработали на производстве «броневиков». Это позволило им развивать автомобильный бизнес и дальше. Одной из таких фирм стала Rolls-Royce, чьи бронированные машины, созданные на базе легендарного Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost были актуальны даже в начале Второй мировой. В межвоенный период многие разработки использовались в мирных целях. Первое кругосветное путешествие на авто состоялось в