Парадоксальное расстройство
Как в разное время объясняли и лечили биполярное расстройство
Биполярное расстройство — это сплошное противоречие. До сих пор точно неизвестно, почему оно возникает и как развивается. Нельзя даже с уверенностью сказать, что это одно заболевание, а не несколько разных. Тем не менее современная терапия позволяет миллионам людей с этим диагнозом вести полноценную жизнь. В преддверии Всемирного дня психического здоровья, отмечающегося 10 октября, cовместно с фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер», которая разрабатывает и производит лекарственные препараты для лечения шизофрении и биполярного расстройства, рассказываем о противоречивой истории изучения и терапии биполярного расстройства.
Две личности Ван Гога
«Кажется, будто он — это два разных человека: один чудесно одаренный, утонченный и чувствительный. Другой — эгоистичный и жестокосердый. Они появляются по очереди: сначала с вами говорит один человек, а потом совсем другой, и у каждого свои аргументы. Как жаль, что он сам себе враг, сам делает свою жизнь такой трудной не только для других, но и для себя самого», — так Теодорус Ван Гог охарактеризовал своего брата Винсента в тот период, когда они пытались работать вместе в Париже в 1887 году.
Последние четыре года жизни художника (1886-1890) стали самыми продуктивными: за это время он создал более 600 работ, включая наброски и репродукции классиков. Они же оказались и самыми тяжелыми — душевный подъем с безудержной активностью закончился несколькими приступами психоза, за которыми последовала тяжелейшая депрессия. Целый год Ван Гог жил и творил в психиатрической лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс, где и написал свою самую известную картину — «Звездную ночь».
Эта работа, как и личность Ван Гога, в XX веке стала предметом изучения не только искусствоведов, но и экспертов от мира медицины. Исследователей поражала способность Ван Гога изображать не предметы, а эмоции — яркие и преувеличенные до крайности.
«При первом взгляде на картину я замечаю космическую гармонию, величественный парад звезд. Но чем больше я всматриваюсь в эту бездну, тем отчетливее испытываю состояние ужаса и тревоги. Вихрь в центре картины как воронка утаскивает, затягивает меня вглубь космоса», — делится впечатлениями Андрей Россохин.
Многие современные ученые считают, что Ван Гог страдал от тяжелой формы биполярного расстройства, а экстремальные эмоциональные перепады во многом определили его стиль живописи. Действительно, характеристика из письма Теодоруса подойдет многим людям с этим диагнозом. В них как будто сосуществуют две личности, создающие друг другу проблемы.
В International Journal of Bipolar Disorders психическое состояние художника описывают более развернуто: «Расстройство настроения (вероятно, биполярное), в комбинации с (чертами) пограничного расстройства личности, осложненные алкогольной зависимостью»
30 марта, день рождения Ван Гога, объявлен Всемирным днем биполярного расстройства: в эту дату организуют научные конференции, просветительские фестивали и творческие выставки, посвященные этому заболеванию.
От циркулярного безумия до маниакально-депрессивного психоза
Среди первых психических расстройств, описанных учеными, были в том числе мания и меланхолия. Научная характеристика этих состояний принадлежит древнегреческому целителю и философу Гиппократу. В учении о темпераментах он связывал меланхолию с избытком черной желчи в организме. Под манией он подразумевал склонность к буйному поведению, и считал ее отдельным заболеванием.
Исследователь биполярного расстройства Андреас Марнерос уверен, что биполярное расстройство как феномен было известно в Античности. В качестве доказательства он приводит сюжет из «Илиады» Гомера:
«Царь Саламина Аякс Великий, сражавшийся на Троянской войне, впал в буйство и перебил стадо баранов, приняв их за ахейцев. После этого приступа агрессии он испытал эмоциональный провал и совершил самоубийство».
Впервые манию и меланхолию связал воедино римский врач Арэтей Каппадокийский (30–90 гг. нашей эры). Он писал: «У многих из тех, кто страдает меланхолией, со временем наступает улучшение, и прежнее настроение сменяется счастьем, которое переходит в манию».
На протяжении последующих сотен лет научное знание о парадоксальном заболевании почти ничем не обогатилось. Всерьез за него взялись лишь в XIX веке. В 1854 году в Медицинской академии Франции двое ученых представили описания клинических проявлениях этого заболевания.
Один из них, Жюль Байарже, назвал его folie a double forme (двойное безумие), а второй, Жан-Пьер Фальре, — folie circulaire (циркулярное безумие). Ученые долго спорили, кому из них принадлежит первенство в открытии, и обвиняли друг друга в плагиате.
Специалисты того времени считали все тяжелые психические расстройства единым заболеванием — подобно тому, как долгое время одной болезнью считали любую лихорадку. Фальре первым предположил, что речь идет о нескольких разных болезнях, потому и выделил циркулярное безумие в отдельную категорию. Таких пациентов он считал безнадежными, поскольку их состояние с годами неуклонно ухудшалось.