Покупка слона: почему бизнесу нелегко вкладываться в нацпроекты
Желание предпринимателей инвестировать в проекты с государственным участием нередко упирается в инертность властей и отсутствие понимания ими нужд бизнеса. Такая ситуация может стать серьезной помехой на пути реализации национальных проектов
Сегодняшняя ситуация с попыткой привлечения частного финансирования в развитие государственной инфраструктуры, от нацпроектов до проектов муниципального уровня, нередко напоминает детскую шутку «Купи слона!» Эта фраза произносится ребенком неоднократно с целью вывести собеседника из равновесия и разозлить его. При этом, разумеется, у предполагаемого продавца никакого слона нет, а покупателю он и не нужен.
В этой аналогии продавец слона — государство, а потенциальный покупатель — частный инвестор. Но даже если вам все же удастся приобрести столь неповоротливое животное, в сегодняшних условиях вы не сможете его сдвинуть с места. Ответом на все попытки будет топтание на месте. Единственный выход из столь неуютной ситуации — предложить слону морковку. Только тогда вы получите ручное животное, которое с радостью будет выполнять возложенные на него задачи в рамках национальных стратегий.
Национальная инфраструктура или план спасения
Напомним, что в мае 2018 года президент подписал Указ о развитии страны до 2024 года. На его основании правительство разработало 13 нацпроектов, от здравоохранения до науки. Документ предполагает, в частности, ускорение роста темпов экономического развития и инвестиций. Тогда же премьер отметил, что основным механизмом реализации нацпроектов будет государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — как инструмент, делающий возможным привлечение крупного и среднего бизнеса на условиях проектного финансирования на долгосрочный период. И вот уже летом 2018 года помощником президента Андреем Белоусовым было предложено изъять сверхприбыль у 14 крупных химических, горнодобывающих и металлургических компаний, которую те получили за счет девальвации рубля. После некоторых раздумий бизнес согласился инвестировать данные «излишки» во взаимно интересные проекты, если государство, в свою очередь, гарантируют стабильность условий их реализации. И речь идет даже не о средствах компаний с государственным участием, а именно о заинтересованных, назначенных, простимулированных, которые будут готовы вложить акционерный и кредитный капитал в развитие инфраструктуры. Далее, уже весной нынешнего года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин также предложил привлечь разбогатевших в 1990-е годы предпринимателей к реализации тех же нацпроектов с помощью правовых методов.
Такой недвусмысленный намек был принят с пониманием. Многие потенциальные инвесторы начали присматриваться к возможным проектам в регионах с учетом предоставленных возможностей. ГЧП — инструмент проверенный, защищенный федеральным законодательством, обширной судебной практикой. Но на практике оказалось, что, несмотря на наличие инструмента, в этом плане кое-чего не хватает. А именно — выделенных структурированных проектов.