Рынок недозагружает вагоны
Погрузки РЖД в 2025 г. могут снизиться на 7%, прогнозируют эксперты. Из-за негативной рыночной ситуации перевозки начнут расти не ранее 2026 г.

Погрузка на сети РЖД в 2025 г. составит 1,1 млрд т, что на 7% меньше показателя прошлого года. Такой прогноз содержится в обзоре аналитической компании «Эйлер». Исходя из статистики железнодорожной монополии, ниже этого уровня показатель в последний раз был в 2002 г.
Основной вклад в погрузку, как и прежде, внесет уголь. Но, по оценке «Эйлера», и объем его перевозки в 2025 г. сократится на 3% до 321 млн т.
Также в 2025 г. упадут перевозки нефти и нефтепродуктов – на 7% до 193 млн т, железной и марганцевой руды – на 1% до 108 млн т, считают в компании. Наиболее заметное снижение объемов ожидается в части погрузки черных металлов – на 14% до 52 млн т, строительных грузов – на 19% до 90 млн т и зерна – на 45% до 17 млн т, считают аналитики компании.
Единственным крупным грузом РЖД, погрузка которого вырастет, будут удобрения. Объем их перевозки, по оценке «Эйлера», увеличится на 4% до 71 млн т.
В январе – июне этого года погрузка сократилась на 3% до 600,3 млн т. Перевозки угля снизились на 5,5% до 169,2 млн т, нефти и нефтепродуктов – на 1% до 104,4 млн т, строительных грузов – на 13% до 57,8 млн т, руды – на 6% до 54,3 млн т. В июле погрузка на сети, по оценке «Эйлера», будет на уровне 92 млн т – на 7% меньше, чем годом ранее. Наибольшее снижение вновь ожидается в перевозках зерна (-42%), а также лома (-43%).
С 2026 г. погрузка на сети РЖД, по прогнозу «Эйлера», начнет восстанавливаться. В следующем году она составит 1,14 млрд т (+4% к 2024 г.), а в 2029–2030 гг. достигнет 1,21 млрд т.
В прошлом году погрузка железных дорог также снизилась на 4% до 1,18 млрд т. В том числе объем перевозки угля просел на 5% до 331,4 млн т, нефти и нефтепродуктов – на 1% до 207,5 млн т, строительных грузов – на 14,4% до 110,9 млн т, железной и марганцевой руды – на 1% до 108,9 млн т.