Чертова Золушка. Чем плохи сказки, на которых мы выросли
Будь послушной девочкой — и встреча с принцем на белом коне не за горами. Терпи чудовище рядом — и однажды оно обязательно превратится в прекрасного принца. Героини большинства сказок, давно ставших классикой, — откровенно плохой пример для подражания, да и в целом произведения транслируют очень нездоровый взгляд на отношения и модель семьи
Послушание, терпение, награда (замужество) — классическая схема большинства сказок. Естественно, терпеть невыносимые условия жизни и слушать всех вокруг, кроме самой себя, — участь главной героини. Главному герою же полагается спасти ее в нужный момент, большую часть сказки оставаясь выключенным из действия. Героиня самых популярных детских сказок — классическая «терпила» или «дева в беде». Впрочем, есть еще и храбрые «спасительницы», за решительностью и смелостью которых стоит самопожертвование, синдром спасателя, а порой и стокгольмский синдром.
Терпила
Нет большей терпилы в сказочном мире, чем Золушка. Одна из самых популярных сказок в мире с детства учит девочек безвольно слушаться и трудиться не покладая рук, и тогда они непременно получат награду. Иными словами, будь удобной для всех, и ты выйдешь замуж за принца.
Практически являясь рабыней в собственном доме, Золушка выполняет самые нелепые наказы вроде «перебрать семь мешков фасоли, разделив темную и белую». Перечить нельзя, да у героини и не возникает такой мысли. Не попав на бал, о котором мечтала, Золушка тоже ничего не предпринимает, она плачет у камина. Это переломный момент. Героиня достаточно трудилась и слушалась (читай: достаточно страдала), пора ее вознаградить. Появляется Фея-крестная, которая отправляет Золушку на бал, где та, конечно же, очаровывает именно принца. За несколько часов он влюбляется так сильно, что ищет ее по всему королевству. Заканчивается все, разумеется, свадьбой. Впрочем, такой финал до сих пор многих радует: даже спустя столетия брак, да еще и с кем-то состоятельным, в обществе считается пределом мечтаний любой женщины. Ну а выйти замуж за принца — это джекпот. Сорвать его предлагается, оставаясь трудолюбивой и безропотной.
Еще один яркий пример — Настенька из «Морозко». Да простят меня поклонники этой сказки, но от писклявого голоса героини, замерзающей от неистового холода, но покорно отвечающей «Тепло, Морозушко. Тепло, батюшка» у меня до сих пор сводит скулы. Сказка вызывала у меня вопросы еще в детстве, а сейчас образ Настеньки воспринимается не иначе как образ терпилы, через который нам пытаются донести довольно жуткую мысль: даже в ситуации, напрямую угрожающей жизни, оставайся удобной и доброй, не говори о своих истинных чувствах и потребностях и даже не думай об отстаивании хоть каких-то личных границ. Такое поведение попросту опасно для детей и формирует неверное представление об отношениях со взрослыми, от которого можно легко пострадать.
При этом Марфушка, которая хотя и гипертрофированно груба и избалованна, сейчас кажется не такой уж плохой героиней. Она прямо говорит о том, что ей холодно — выражает свои чувства и эмоции, а не притворяется в угоду незнакомому деду. Но, разумеется, награду — богатство и жениха — получает терпеливая и трудолюбивая Настенька.
Дева в беде
Дева в беде — излюбленный сюжет многих книг и фильмов. В них герой всегда выступает этаким суперменом, который должен спасти возлюбленную, а возможно, и мир. Роль женщины в них, как правило, минимальна и состоит в том, чтобы попасть в беду и ждать спасения. Так построено большинство лент о супергероях, эпопея о Джеймсе Бонде, да и сюжетные линии в мифах Древней Греции, книгах Ремарка, Пушкина и других писателей.
В сказочном мире яркие представительницы дев в беде — Белоснежка и Спящая красавица. И в книгах, и в мультфильмах Disney нам представляют обеих как очень мягких, добрых и невероятно красивых девушек. Чтобы подчеркнуть их чистоту, нам показывают, что обе находятся в тесном контакте с природой (вспомните момент, когда Белоснежка поет лесным зверям песню, подаривший миру ряд мемов) и способны найти язык со всеми, будь то гномы или богатыри («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).