Евгений Гришковец — о «Живом журнале», хейтерах и о том, как интернет мешает ремеслу
Евгений Гришковец — писатель, актер, драматург. В отличие от многих других литераторов, ведших ЖЖ отстраненно и вне рамок сложившегося образа, блог e_grishkovets был полноценным литературным проектом, сборником короткой и суперкороткой формы. Единственный блогер, чьи посты имеет смысл читать в переплете (см. книги «Год жжизни», «От жжизни к жизни» и др.). По просьбе Esquire Гришковец рассказывает, чему его научил ЖЖ и почему невозможно стать хорошим писателем в интернете.
Регистрация в ЖЖ была не моим решением. Мне об этом говорили многие, но прежде всего — мой директор и партнер Ирина, которая активно отслеживает происходящее в интернете. Я живу без компьютера совсем. Как жил, так и живу. Компьютер всегда давался мне сложно, потому что я не владел клавиатурой и мне всегда нужно было диктовать текст — то есть нужно было задействовать другого человека. Потом я уже научился пользоваться — просто было интересно, как там в ЖЖ меня читают.
Сам я никого не читал, но интересовался новыми людьми, которые появлялись в топе. На первом месте был Рустем Адагамов (drugoi). Я занимал второе или третье место, а потом в топе появился и обогнал меня некто Доля (Сергей Доля, фотолюбитель, автор блога «Страница виртуальных путешественников». — Esquire). Я прекрасно помню момент, когда в первой десятке ЖЖ появился Алексей Навальный. Еще я иногда почему-то просматривал Нику Белоцерковскую — мне казалось, что она здорово работает. Еще помню писательницу Марту Кетро, у которой были совсем неплохие тексты. Вообще в ЖЖ было много интересных экспертных мнений, больше, чем в газетах, которые тогда еще конкурировали с интернетом.
Публицистом я стал именно благодаря ЖЖ. Когда понял, что моя аудитория больше, чем у газеты «Коммерсант», меня это очень сильно впечатлило, удивило и вдохновило. Публикации в ЖЖ стали моим ежедневным занятием. Я постоянно думал о том, что же буду писать, при этом стараясь не снижать качество. Любой мой общественно значимый текст перепечатывался в СМИ сразу, моментально. В какой-то момент я превратился и в кинокритика, и в театроведа, и в человека, который пишет некрологи