О теории вырождения (дегенерации), расовой теории («научном расизме») и евгенике

Знание – силаНаука

Расовая теория: цвет кожи и свет разума

Продолжение цикла «Теории неполноценности». Серия статей о трех больших идеях, очень сильно повлиявших не только на науку, но и на всю культуру развитых стран XIX—XX веков – о теории вырождения (дегенерации) (ЗС № 1/24), расовой теории («научном расизме») и евгенике.

Борис Жуков

Как и теория вырождения, расовая теория (или, как ее еще называют, «научный расизм») сформировалась в середине XIX века. Это, разумеется, не означает, что до того все признавали людей другой расы равными независимо от цвета кожи. Наоборот – неравенство рас до поры до времени казалось чем-то само собой разумеющимся и не нуждающимся в обоснованиях и доказательствах. Любой человеческой общности, любой традиционной культуре свойственно считать людьми в полном смысле слова только членов своего сообщества, а всех остальных воспринимать как «не совсем людей» (недаром самоназвание многих народов буквально означает «настоящие люди» или даже просто «люди»). При этом если в охотничье-собирательских обществах понятие «своих» включало в себя членов своего племени, то, скажем, для древних греков мир уже делился на эллинов и варваров. Каковы бы ни были отношения между теми или иными греческими полисами, их граждане воспринимали друг друга как полноценных людей – в отличие от представителей иных народов. Во время становления национальных государств (особенно если оно происходило в войнах) это восприятие обострялось. «Говорят, что англичане вовсе даже не люди и у них под одеждой есть хвосты», – пишет французский придворный хронист на самом излете Столетней войны.

Но в более спокойные времена такое восприятие соседей (с которыми волей-неволей постоянно приходится иметь дело и вступать в какие-то отношения; которые выглядят так же, как и «наши», а часто говорят на более-менее понятном языке и исповедуют ту же веру) несколько притуплялось, умерялось, переходило в латентное состояние. При встрече же с невиданными ранее людьми совершенно необычного физического облика оно расцветало во всей красе. После открытия Нового Света испанские клирики всерьез обсуждали, являются ли его аборигены людьми и можно ли их крестить – или это будет таким же кощунством, как крещение обезьяны? Ведь об этих существах ничего не сказано ни в Писании, ни в трудах античных авторов, и неизвестно, есть ли у них вообще душа. (Если кто-то думает, что такими вопросами могут задаваться только зарассуждавшиеся схоласты-теологи – пусть вспомнит эпизод из «Дерсу Узала», где пожилой старообрядец говорит о Дерсу – «у него и души-то нет, а пар» – хотя дружит с ним много лет и относится к нему с явной симпатией.) Применительно к неграм такое отношение к ним дополнительно поддерживалось их массовым использованием в качестве рабов, так как позволяло не задаваться вопросом, как может просвещенный человек держать людей в рабстве и использовать их как рабочий скот. Ведь чернокожие – не совсем люди, так что…

Чернокожие рабы

Этот стихийный «расизм по умолчанию» не миновал и сочинения авторов, пытавшихся как-то осмыслить биологическое разнообразие человечества. Уже в трудах античных философов и медиков (Гиппократа, Посидония, Витрувия и других) можно найти утверждения о «трусости» или «робости» чернокожих (в противоположность отважным и хладнокровным белым людям) и попытки объяснить эти свойства влиянием более жаркого климата.

Европейцы

Сходные положения можно найти и у философов раннего Нового времени, обращавшихся к расовой тематике, – включая таких крупных мыслителей, как Вольтер и Иммануил Кант. В их представлении расы непременно выстраиваются в некую иерархию, где высшую ступень занимают, конечно, европейцы, а низшую – как правило, африканцы. При этом все, что говорится о свойствах рас, – это чисто априорные утверждения, не подкрепленные никакими фактами, а часто откровенно субъективные. Впрочем, все то же самое можно сказать и о том, что писали о расах ученые того времени. От сочинений философов труды ученых (среди которых были такие звезды, как Роберт Бойль, Карл Линней, Жорж-Луи Бюффон, Иоганн Блюменбах) отличались разве что большим вниманием к классификации рас – и прежде всего к вопросу о том, сколько их всего, – и их отличительным признакам. В число последних включались не только морфологические черты, но и свойства характера, темперамент, общественный уклад и даже одеяния. Вот, например, как описывает Линней европейца («белый, сангвиник, необузданный; с пышными длинными волосами; голубые глаза; обходительный, проницательный, изобретательный; одет в плотную одежду; живет согласно обрядам») и африканца («черный, флегматик, небрежный; черные, вьющиеся волосы; шелковистая кожа, приплюснутый нос, пухлые губы; женщины без стыда; молочные железы дают молоко в изобилии; ловкий, коварный, беспечный; намазывающий себя жиром; живет согласно воле»).

Карл Линней

Заметим: хотя Линней не выстраивает выделенные им разновидности людей в какую-то иерархию, среди моральных характеристик, присущих по его мнению европейцам, нет ни одной отрицательной, а среди приписываемых африканцам – ни одной безусловно положительной. Т. е. идея неравноценности людей разных рас присутствует и у него – хотя выражена куда слабее, чем у большинства авторов XVII—XVIII столетий. Для ученых и философов этой эпохи неравенство людей разных рас столь же очевидно и само собой разумеется, как и для их непросвещенных современников. Тем более, что сами мыслители, как правило, имели крайне скудный личный опыт общения с людьми иных рас или не имели его вовсе.

Однако массовые постоянные контакты белых и черных на протяжении многих поколений, появление в «цивилизованном» обществе свободных (а затем и образованных) чернокожих граждан, межрасовые браки (пусть и неофициальные) и родившиеся в них дети постепенно подрывали этот наивный «расизм по умолчанию». Воспитанникам чернокожих нянек и слушателям дядюшек Римусов в зрелом возрасте было уже не так-то просто воспринимать негров как «не совсем людей».

Аборигены Австралии

На рубеже XIII—XIX веков этот сдвиг в восприятии получает конкретное политическое и юридическое выражение. Начиная с 1780 года (т. е. еще до окончания Войны за независимость), целый ряд американских штатов отменяет на своей территории рабство или начинает процесс его постепенной ликвидации. В 1794 году революционное правительство Франции запрещает рабство в стране и во всех ее заморских владениях. В 1807 году Великобритания запрещает работорговлю в своих колониях, а в 1833-м – и сам институт рабства. Конечно, все это еще далеко не означало реального равноправия, но на фоне этих перемен идея расового превосходства требовала нового, более рационального и артикулированного обоснования.

В США, где расовый вопрос обострился настолько, что на десятилетия стал предметом главного внутриполитического конфликта (вылившегося в итоге в гражданскую войну), попытка такого обоснования была предпринята еще в 1830-е – 1840-е годы Сэмюэлом Мортоном, врачом из Филадельфии. Доктор Мортон интересовался не только медициной и фармакологией, но и геологией, палеонтологией, египтологией, гибридизацией животных и растений. А самым глубоким его увлечением было собирание и исследование человеческих черепов. Коллекция, которую он собирал всю жизнь, насчитывала в итоге около тысячи образцов. У каждого из своих трофеев Мортон измерял ряд показателей, в том числе внутренний объем черепной коробки (для чего наполнял ее дробью или зернами, которые затем аккуратно переносил в мерный сосуд). На основании этих исследований в 1839 году он выпустил фундаментальный труд Crania Americana, в котором, в частности, сообщал, что белые люди превосходят другие расы по размеру мозга. Согласно измерениям Мортона, внутренний объем черепной коробки среднего белого американца составлял 87 кубических дюймов, среднего индейца – 82, а среднего негра – 78 (в более привычных нам единицах – соответственно 1426, 1344 и 1278 см3). Из чего Мортон не преминул сделать вывод: меньший мозг указывает на более низкий интеллект небелых рас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
Диалог на турецком: к чему быть готовым при ведении бизнеса с турецкими партнерами Диалог на турецком: к чему быть готовым при ведении бизнеса с турецкими партнерами

Об особенностях взаимодействия с Турцией, своеобразии культуры и менталитета

Forbes
Язык в поисках понятия о себе Язык в поисках понятия о себе

Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – сила
Парадоксы «кроличьей норы» Парадоксы «кроличьей норы»

Что случится, если упасть в туннель, проходящий Землю насквозь через её центр?

Наука и жизнь
Дороги без дураков Дороги без дураков

Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

РБК
5 самых странных лотов благотворительных аукционов 5 самых странных лотов благотворительных аукционов

Иногда, чтобы помочь кому-то, нужно продать свои ресницы

Правила жизни
Погибоша аки обре Погибоша аки обре

Как история обошлась с могучим племенем обров или аваров

Вокруг света
Что будет, если женщина выпьет «Виагру» Что будет, если женщина выпьет «Виагру»

Интересно, а что будет с женщиной, если она примет дозу «Виагры»?

ТехИнсайдер
Сценарий, написанный жизнью Сценарий, написанный жизнью

Иной раз жизнь выдаёт такие «коленца», что сценаристам остаётся лишь записывать

Дилетант
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
«Мы мало времени проводим вместе»: как решить эту проблему — 11 главных шагов «Мы мало времени проводим вместе»: как решить эту проблему — 11 главных шагов

Как сохранить союз, невзирая на загруженную жизнь?

Psychologies
Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя» Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя»

Человек-киборг Константин Дебликов — каково это жить с новыми и разными руками

РБК
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Кокаин, связь с мафией и удар стулом: за что известные футболисты попадали в тюрьму Кокаин, связь с мафией и удар стулом: за что известные футболисты попадали в тюрьму

Самые известные истории футболистов, попадавших в тюрьму

Forbes
«Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты» «Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты»

Второй роман Хелены Побяржиной о молчании, смерти, предательстве и музыке

СНОБ
Из свиней сделают чипсы Из свиней сделают чипсы

Агрохолдинг «Талина» запустил в Мордовии промышленное производство мясных снеков

Монокль
Что сажать на рассаду Что сажать на рассаду

Самые популярные и простые в уходе растения на рассаду

Лиза
«Капитаны Апреля» «Капитаны Апреля»

9 сентября 1973 года группа офицеров тайно собралась в окрестностях города Эвора

Дилетант
Женщины в деле Женщины в деле

Бизнес – дело мужчин? Как бы не так!

Лиза
Подружились, полюбились, спелись Подружились, полюбились, спелись

Творческое объединение «Под облаками» — это десять увлеченных людей

Seasons of life
Две стороны советской науки: почему Капицу не пускали в Кембридж, а Ландау арестовали Две стороны советской науки: почему Капицу не пускали в Кембридж, а Ландау арестовали

Как формировалась политика по отношению к науке и ученым в сталинские времена?

Forbes
Игры_с_разумом Игры_с_разумом

Как нейросети меняют гейм-индустрию

ТехИнсайдер
Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно

Современная католическая организация «Опус Деи» буквально использует рабство

Правила жизни
13 вещей, которые нельзя делать во время уборки на кухне: мнение профессиональных клинеров 13 вещей, которые нельзя делать во время уборки на кухне: мнение профессиональных клинеров

Хочешь знать мнение профессиональных клинеров о правилах уборки на кухне?

VOICE
«Рассказать просто о сложном». Мила Введенская — о работе над проектом «‎Исследователь и художник: искусство в экспедиции» «Рассказать просто о сложном». Мила Введенская — о работе над проектом «‎Исследователь и художник: искусство в экспедиции»

Об особенностях выставочных пространств и профессиональных секретах

СНОБ
Темная сторона ИИ Темная сторона ИИ

Влияние нового вида интеллекта, которое трудно предсказать

Psychologies
Фарфоровый камин и китайский кабинет: как реставраторы работают на деньги меценатов Фарфоровый камин и китайский кабинет: как реставраторы работают на деньги меценатов

О сложных реставрациях-реконструкциях, выполненных на деньги меценатов

Forbes
В духе модернизма В духе модернизма

Лаконичный одноэтажный дом в живописной местности в окрестностях Минска

Идеи Вашего Дома
Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей

Ранее считалось, что европейские протеи проводят под землей всю жизнь

N+1
Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика

Раиса Горбачева: чему нас может научить ее образ сегодня?

СНОБ
Открыть в приложении