БИНТИ
Бюро иностранной научно-технической информации
Напечатали мамонта
В 1869 году около бельгийского города Лир откопали почти полный скелет мамонта. Его перевезли в Королевский музей натуральной истории в Брюсселе; это был второй в Европе скелет мамонта (первый хранится с 1806 года в Санкт-Петербурге, найден в устье Лены). Но небольшому городу все полтора века было обидно, что такую диковинку у него отняли. Недавно одна из бельгийских фирм изготовила из синтетических смол методом трёхмерной компьютерной печати точную копию скелета для музея в Лире. Да ещё усовершенствовала экспонат: скелет в Брюсселе поддерживается системой стальных прутьев-опор, а в копии опоры вделаны в кости и снаружи не видны. Печать на девяти больших принтерах заняла в сумме 1259 часов, потом модель долго собирали, отлаживали и окрашивали в соответствии с оригиналом. Так как в скелете отсутствовал левый бивень, изготовили зеркальную копию правого и поставили её слева. Точность копирования — до 0,1 мм.
Из жизни босяков
Хотя наши далёкие предки начали ходить на двух ногах примерно 6 миллионов лет назад, первым сохранившимся образцам обуви всего около 40 000 лет. Но и до сих пор в некоторых странах значительная часть населения ходит босиком. Естественно, на ступнях при этом образуются мозоли, более обширные и толстые, чем при хождении в обуви.
Международная группа физиологов заинтересовалась вопросом, страдает ли от образования мозолей чувствительность подошв к микрорельефу дороги, по которой идёт человек. Сравнивали чувствительность рецепторов в коже подошв к вибрациям частотой 5—50 и 100—300 герц при хождении босиком и в ботинках, причём для сравнений брали людей, ходящих босиком всю жизнь (в деревнях Кении), и тех, кто только изредка ходит без обуви по пляжному песку или по траве. Измерения показали, что кожа на подошвах привычных босяков на 30% твёрже, чем у изнеженных любителей обуви, но чувствительность кожи у них не меньше. Видимо, твёрдый слой ороговевшей кожи не амортизирует мелкие неровности на дороге и передаёт ощущения от них скрытым глубже рецепторам.
Конкистадоры и похолодание
По мнению группы английских географов и климатологов, вторжение испанских завоевателей в Америку после 1492 года внесло вклад в начавшееся и без того глобальное похолодание XVII века. По расчётам специалистов, население Северной и Южной Америки до нашествия европейцев составляло порядка 60 миллионов человек, а для того, чтобы прокормить одного жителя доколумбовой Америки при их примитивном сельском хозяйстве, требовался гектар земли. К 1600 году население Америки сократилось на 90% в результате завезённых из Европы болезней и прямого уничтожения аборигенов (см. «Наука и жизнь» № 8, 2018 г.). Оставленные поля (около 56 миллионов гектаров) заросли лесом, а деревья активнее поглощают СО2 из воздуха и удерживают его значительно дольше, чем потребляемые в пищу однолетние сельскохозяйственные культуры. Смена в Америке полей лесами привела к снижению на всей планете средних температур на 0,15