Новые пассажиры «Титаника»
Когда в 1990-х годах резко упало финансирование науки, институты РАН начали выживать, как могли. В частности, морские экспедиции Института океанологии обеспечивались контрактными рейсами, когда суда обследовали тот или иной объект, например, для нужд глубоководных киносъемок, а вырученные от этого средства шли на поддержание самих судов и на научные работы. Одним из объектов, притягивающих подобные экспедиции, стал затонувший в 1912 г. «Титаник», лежащий на глубине 3800 м в 300 милях юго-восточнее Ньюфаундленда, в точке с координатами 41°44’ с.ш., 49°57’ з.д. С 1991 по 2005 г. в районе «Титаника» 8 раз работало научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» на борту под руководством А.М. Сагалевича. За это время тут было снято несколько документальных фильмов, а также отсняты кадры для «Титаника» Джеймса Кэмерона. Но помимо контрактных глубоководных работ в экспедициях проводились и обычные океанологические исследования, и за эти 8 экспедиций район гибели «Титаника» был изучен весьма и весьма подробно.
Одной из задач комплексных исследований в районе гибели «Титаника» было описание донного сообщества в непосредственной близости от затонувшего судна и оценка влияния обломков кораблекрушения на донную биоту. Казалось бы, странная задача для науки, но нет: на самом деле кораблекрушение привело к появлению среди мягких илов океанского дна пятна твердого субстрата, и то, как донная жизнь среагировала на это, должно было походить и на другие аналогичные случаи. Например, на дне, особенно в районе склонов, могут встречаться каменистые выступы – и что происходит там? А как влияет на донную жизнь скопление металла? Нет, тут определенно было на что посмотреть. Первое погружение «Мира» к «Титанику» именно с биологической программой наблюдений прошло в 1991 году. Тогда были проведены непосредственные наблюдения донно фауны из аппарата «Мир», отобраны образцы животных, составлен аннотированный список видов и проведен экологический анализ фауны беспозвоночных животных в зоне, непосредственно прилегающей к затонувшему судну. В 1999 и 2001 гг. погружения «Миров» по биологической программе были продолжены. Был проведен дополнительный поиск обрастателей на носовой части «Титаника» и на предметах на дне, а также измерены размеры отдельных сидячих (то есть прикрепленных) животных с целью выяснения скорости их роста (наблюдатель – Г.М. Виноградов). Кроме того, было проведено одно траление донным биологическим тралом Сигсби на удалении 1–2 миль от обломков «Титаника». Результаты траловых уловов могут существенно дополнить данные, полученные при наблюдении из аппарата: в самом деле, трал принесет на поверхность мелких животных, зарывающихся в грунт, увидеть которых на дне глазами нереально. Но, с другой стороны, он же, вполне вероятно, пропустит некоторых крупных животных, разреженно сидящих на дне. Так что ни один из этих методов – донные ловы и прямые наблюдения – по отдельности, как правило, не дает полной картины донной жизни, и лучше всего, когда они применяются одновременно.
Внедрение в природный ландшафт столь крупного инородного тела, как развалившийся на две части корпус «Титаника», многочисленных металлических обломков, кусков угля, посуды, кафеля значительно изменили его. Коррозия металла за десятилетия после аварии оказалась весьма значительна, площадь покрытия грунта рыжими окислами железа в непосредственной близости от металлических конструкций ныне достигает 80%. Вершины барханов в следах ряби на дне также на пару сантиметров покрыты окислами железа, грунт в непосредственной близости от корпуса судна усеян обломками натеков ржавчины…
Эти натеки заслуживают отдельного упоминания. Ими покрыты все обломки судна, включая и корпус, и надстройки. Больше всего они напоминают сосульки льда разных размеров – от первых сантиметров до метра и более. При малейшем прикосновении «сосульки» разлетаются в красную пыль. Как показало детальное изучение поднятых образцов, проводившееся западными исследователями, эти своеобразные структуры имеют отчасти химическое, а отчасти – микробиологическое происхождение. Рыхлый оксид железа в них насыщен бактериями, использующими для своего роста энергию химических превращений. В 2010 году канадский микробиолог Генриетта Манн выделила из образцов этой ржавчины новый вид бактерий, очевидно, и «отвечающий» за образование наростов, который получил имя Halomonas titanicae. Эти сосульковидные натеки ржавчины в современной англоязычной научной литературе называются rusticles, название скомбинировано из слов rust, ржавчина, и icicle, сосулька. В русскоязычной литературе аналогов этого слова нет, поэтому в среде специалистов принято использовать английский термин. Создается впечатление, что обломки судна постепенно «перетекают» в растиклы, которые дорастают до определенного предела, обламываются и падают на грунт, а оставшиеся на корпусе их части продолжают расти дальше, съедая металлические конструкции. Похоже, однажды они «доедят» «Титаник» до конца…