Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техникаHi-Tech

Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Иван Варгатый

…Самолет словно взмахнул крылом: это тяжеленные тележки шасси упали с замков и уперлись в крыло через подкосы-цилиндры, крыло скрутило и Ту-154 со всем своим изяществом заколыхался на подъемниках. Алая гидросмесь радостно хлынула в подкосы – не надо трудиться и что-то двигать, опоры сами выпускаются согласно закону всемирного тяготения. Поработать придется при уборке, а в воздухе будет еще веселее – там опоры надо выталкивать против потока на скорости четыреста… Насосная тем временем почти затихла: ни к чему завывать, давление в системе упало до смешного.

Вот неслышно закрылся цанговый замок правого подкоса, следом левого, в завершение проснулась и прыгнула на место передняя опора, щелкнув механизмом распора. Стрелки на манометрах поползли вверх, насосная вновь набирала громкость. Когда набралось 210 кило, инженер скомандовал:

– Убираю, от шасси!

– Есть от шасси! – отозвалась земля.

Открылись большие створки, опоры поехали обратно в гондолы. Вот левая подвисла: до нее трубопровод намного длиннее, зато правая пошла с удвоенной скоростью. Есть уборка правой! Передней! Левой! Пора проверить сигнализацию «Шасси не выпущено».

– Закрылки 15, от закрылков!

– Есть от закрылков!

Зашелестели, завыли десятки шестерен – пошли закрылки. Бах! Бах! Это одна за другой сработали гидромуфты, остановив трансмиссию на пятнадцати градусах. Вроде и невелики гидромоторы – в полтора кулака, но муфты так хлопают, аж самолет вздрагивает. Мощная вещь этот авиационный гидропривод!

Для управления первыми парусиновыми бипланами вполне хватало мускульных сил пилота – и на небольших «Фарманах», и на огромном для своих лет «Илье Муромце». Управлялись же моряки веками со сложнейшим парусным вооружением, вот и первые покорители Пятого океана правили свои неторопливые корабли, поворачивая силой рук и ног скромные по морским меркам перья рулей и элеронов. Но это в воздухе. Для руления на земле используются тормоза колес, и место чисто механических довольно быстро заняли пневматические камерные – для торможения достаточно легкого нажатия на гашетку на ручке управления самолетом. Так на самолете появилась пневматическая система. На некоторых машинах на двигателе стоял компрессор для пополнения запасов сжатого воздуха, на некоторых баллоны пополнялись лишь от наземной установки.

Подкос-цилиндр: по частям на верстаке, собранный у испытательного стенда, установленный в опору шасси (показан правой стрелкой). Левой стрелкой показана цанговая пружина, фиксирующая выпущенную опору

Когда в полную силу развернулась борьба за скорость, авиаторы снова вспомнили о море: огромные крылья, позволяющие отрываться на малой скорости, при попытке разогнаться тормозили словно парус. Пришлось уменьшать площадь крыла, сделав заднюю часть отклоняемой, чтобы сохранять подъемную силу на малых скоростях. Так появились щитки, а позже и полноценные закрылки. Еще позже, когда понадобилось уверенно перешагнуть рубеж 400 км/ч, было создано убирающееся шасси. С приведением в движение щитков и шасси поначалу тоже справлялся сжатый воздух. Но с ростом мощности систем стали проявляться недостатки пневматики, во многом вытекающие из сжимаемости воздуха. Во-первых, чтобы создать давление в баллонах хотя бы 50 кгс/см², нужно «перемолоть» компрессором очень много воздуха, сжав объем как минимум в 50 раз больше объема баллонов. И это в идеале, на практике из-за ряда потерь – еще больше.

На знаменитом «кукурузнике» По-2 шасси не убирается, а рулевые поверхностями приводятся напрямую мускулами пилота через тросы, которые хорошо видны. Элероны на крыльях отклонены на вывод из крена, рули на хвостовом оперении стоят нейтрально

Во-вторых, разрыв баллона со сжатым газом опасен: моментальное расширение в десятки раз – тот же взрыв. Особенно остро эта проблема встает при использовании самолета в боевых действиях. Чтобы решить эти проблемы, конструкторы заменили газ несжимаемым телом – жидкостью, создав гидросистему. Давление в гидросистеме создается довольно быстро, разрыв относительно неопасен – мощная струя бьет ровно до тех пор, пока «сдуваются» шланги и трубки, обычно иссякая за доли секунды. Правда, для сглаживания скачков давления и расхода в системе зачастую есть гидроаккумулятор, в который закачано несколько литров сжатого азота, но его объем куда меньше, чем объем воздуха в пневмосистеме той же мощности.

А когда в середине ХХ века скорости самолетов начали приближаться к скорости звука, силы рук для привода рулей стало не хватать, понадобились усилители, в точности передающие движения пилота. Тут уж гидропривод оказался вне конкуренции: из-за той же сжимаемости воздуха создать точно работающий пневмоусилитель сложно, поэтому в системах управления самолетов и вертолетов прочно прописались гидроусилители. На первых легких вертолетах Ми-1 и Ка-15 гидросистемы не было, но уже с 7-тонным Ми-4 без гидравлики не сладить, что уж говорить про «бетономешалку» Ми-6, созданную в середине 1950-х годов! 11 т грузоподъемности, 42,5 т максимальной взлетной массы – и 20 тонно-сил на штоке гидроусилителя общего шага несущего винта, поворачивающего лопасти для изменения подъемной силы.

На главном редукторе ударного вертолета Ми-24 помимо несущего винта установлено множество вспомогательных агрегатов, в том числе гидронасосы НП92А (зеленые цилиндрические)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алгебра гармонии Алгебра гармонии

«Тайная вечеря» Дали — картина, построенная на пропорциях мировой гармонии

Вокруг света
Давай, до свидания! Давай, до свидания!

Как действовать на даче ближе к зиме?

КАНТРИ Русская азбука
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Вода и камень Вода и камень

Грандиозные ирригационные сооружения прошлого, дошедшие до нашего времени

Вокруг света
Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире

Не только лампочки: неочевидные способы снизить расход электроэнергии

ТехИнсайдер
Летящие над водой Летящие над водой

Всемирный конкурс лучших решений в области судов на подводных крыльях

ТехИнсайдер
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Эти могут Эти могут

Тест-драйв четырех моделей KGM: Tivoli, Korando, Torres и Rexton

Автопилот
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Смена курса лечения Смена курса лечения

Какие результаты у фармпрома и кто смог воспользоваться окном возможностей

Эксперт
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Как молоко из символа здоровья стало предметом споров

Forbes
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Что нам зной… Что нам зной…

Как перестроить организм на летний режим

Добрые советы
Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится? Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится?

Как сохранить самообладание и профессионализм, когда компания в кризисе?

Inc.
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Море Белое Море Белое

Биостанция как остров… Остров воспоминаний и теперешней жизни

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении